После российского вторжения в 2022 году "Нафтогаз" отказался принимать газ через один из двух газораспределительных пунктов, поскольку он попал под российскую оккупацию. А летом 2024 года второй пункт — "Суджа" перешел уже под контроль Украины после наступления в Курской области.
Однако "Газпром" не прекратил прокачку, что еще раз доказало Киеву и Евросоюзу, что поставки газа в Европу нужнее России, чем Украине. Это вскоре подтвердил и российский руководитель Владимир Путин.
"Это какая-то деформация профессиональная, шизофрения, чушь просто, — ругал Путин европейцев за стремление отказаться от дешевого российского газа. — Ну не хотят — не надо".
Евросоюз, со своей стороны, указывал на то, что Путин сам развязал газовую войну, и "Газпром" сокращал поставки под разными предлогами еще до вторжения в Украину. Поэтому ЕС поддерживал решение Киева не продлевать контракт на транзит.
"ЕС готовился к этому два года. Мы знаем, что Россия — ненадежный поставщик газа", — говорила в мае энергетический комиссар предыдущей Еврокомиссии Кадри Симсон.
Обойдется ли Европа без украинского транзита
За эти два года подготовки ЕС научился экономить свет и тепло, а российские поставки заместил газом из Норвегии, США и Катара. А заодно нарастил производство энергии на ветряных, солнечных и атомных станциях.
Без последствий не обошлось: цены на газ по-прежнему выше довоенных. Промышленность несет убытки, и ЕС проигрывает конкуренцию двум другим крупнейшим мировым экономикам — США и Китаю. В результате тормозится рост доходов, растут недовольство населения и популярность ультраправых, призывающих дружить с Россией и прекратить поддержку Украины.