Безрезультатный евросаммит: новая победа Кремля, или просто большая пробка?

CopyMessenger Telegram Whatsapp
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: Sputnik/Scanpix

Затянувшиеся на добрые сутки дебаты в Совете Европы не достигли, однако, ни единой из трёх своих главных целей. Похоже, надолго «лёг на дно» проект торгового соглашения между ЕС и Канадой, заблокированный правительством валлонского федерального региона Бельгии. Не получили также развития и два других важнейших сюжета - как старый, о разгрузке беженских лагерей южной Италии, так и новый - о введении дополнительных санкций против Кремля в связи с удручающими событиями в Сирии. Документ, подытоживший встречу, всего лишь подтвердил: да, продолжаем движение по «дорожной карте», выработанной в сентябре в Братиславе. И осудил военные преступления РФ. Точка.

То есть, гора не родила и мыши. Тем не менее, никто из ведущих комментаторов - даже самых скептичных - на сей раз ни словом не обмолвился об «очередной победе Москвы». Почему?

На кого ты нас оставил, Берлускони?

Больше всего внимания медиа Европы и Америки уделили главному герою саммита - итальянскому премьеру Маттео Ренци, убедившему казалось бы непреклонных Меркель и Олланда в нецелесообразности введения дополнительных антироссийских санкций. «Поскольку таковые не будут способствовать установлению мира в Сирии».

Подозревать лично Ренци в прокремлёвских симпатиях ни у кого нет повода.

Но то, что многие влиятельные политики в руководимой им стране смотрят на действия Кремля, говоря мягко, сквозь пальцы, тоже хорошо известно. Политическая репутация Италии в ЕС далеко не безупречна, но отфутболить Рим на тот маргинез, куда давно угодили Будапешт и Братислава, а недавно и Варшава, - Брюссель никак не может. Трудно не считаться со страной, которая - наравне с Францией, Германией и Бенилюксом - часть станового хребта ЕС. В рейтиге же преданности европейской идее Италия заметно Францию и Нидерланды опережает, уступая лишь Германии, Люксембургу и Бельгии.

Но и нет, вероятно, на всём континенте другого столь неоднозначно политически ориентированного государства. Однако, учитывая непререкаемые заслуги Италии в европейском единении - вроде Римского трактата, и прочих вполне почётных инициатив, - без известной эквилибристики нынешнему, растерзанному кризисами Евросоюзу в «итальянском вопросе» едва ли не обойтись. К тому же, за Брюсселем - застарелый «должок»: до сих пор застрявшие на итальянском юге, и ждущие своей участи (читай: расквартирования по Европе) более двухсот тысяч кандидатов на статус беженца. О судьбе которых на предыдущем, Братиславском, саммите вроде как забыли. Точнее, сделали такой вид.

О нескрываемом неудовольствии покидавшего Братиславу Ренци тогда протрубили все медиа Италии. Но очень немогие - за её границами.

Обида премьра на евроинституции - ни от кого не секрет. Но его заинтересованнось в сотрудничестве с ними куда сильнее. Особенно учитывая тот сумасшедший дом, который временами учиняют в его родном парламенте. В чём ваш автор имел радость убедиться лично - дней этак пять назад, усевшись тёплым вечерком на террасе любимого кафе в центре Триеста.

Устраиваюсь, значит, в кресле, заказываю кофе, открываю местную газету, и - o, mamma mia! Текст на добрую половину полосы - о 140 итальянских НАТОвцах, которые поедут в Латвию - в подкрепление канадскому батальону быстрого реагирования. И о бурном негодовании, которое эта акция - намеченная, кстати, на январь 2018, - вызвала уже сейчас у весьма разнородной парламентской оппозиции.

И ведь всё бы было тихо-мирно, кабы очень правильный Столтенберг, явившийся в Рим в конце прошлой недели, не выложил с прямотой северянина на пресс-конференции о намеченной дислокации итальянского контингента в Латвии. Ясное дело, как о чём-то, само собой разумеющемся. Хотя осведомлённые итальянские МИД и МО благоразумно предпочитали до поры до времени об этом решении Варшавского саммита публично не распространяться. Знают ведь, в какой стране живут и трудятся.

Ну и началось.

Боюсь, когда несчастных итальянских призывников паковали в эшелоны, и тысячами везли на верный убой невесть за что и про что в промёрзлые окопы под Сталинградом, крика такого не стояло: кто бы посмел громко усомниться в мудрости Дуче? Иное дело - демократическая свобода обмена мнениями. Сколь бы абсурдными они ни были.

Лидерство в этой обструкции с воодушевлением приняло одиозное антисистемное Движение 5 Звёзд (M5S), прорвавшееся-таки на последних выборах в парламент. «Отправка 150 (так в тексте!) военных в Латвию - неприемлемо! Россия - наш основной (так в тексте!) партнёр, а не враг!» - декларировал «звёздный» депутат Алессандро ди Баттиста. Харизматический же лидер движения, в прошлом профессиональный комедиант Беппо Грилло, написал в своём блоге о «необдуманной, вредящей национальным интересам, и рискующей втянуть нашу страну в драму войны акции, предпринятой без согласования с гражданами».

И тут же запустил хэштэг #IoVoglioLaPace («Я хочу мира») - ну кто ж в своём уме с этим не согласится?!

Ясное дело, поддали жару и справа. Секретарь ксенофобской Лиги Севера Маттео Сальвини пропел почти в унисон «звёздам»:

«Будет ещё доказано, что война с Россией - либо безумие, либо надувательство!»

Напрасно минобороны Роберта Пинотти силилась спокойно объяснить, что, вообще-то, никакой войны нет, и, будем надеяться, не случится. Для уверенности же в нашем спокойствии НАТО, чьим членом Италия давным-давно является, решило разместить международный контингент сдерживания у восточных границ ЕС.. и так далее, и прочая. Лекция не то для колхозников, не то для их детей.

Правда, в финале доводы самой Пинотти несколько напоминали оправдания невыучившей урок первоклассницы: «Это вовсе не занавес холодной войны... Италия поддерживает диалог с Москвой....» Очевидно, министр имела в виду как визит Ренци в Москву в марте прошлого года (где премьер перед визитом в Кремль нашёл время положить пять розовых гвоздик на месте убийства Немцова), так и ответный визит Путина на миланскую EXPO 2015 - в июне, когда санкции уже действовали.

Но не больно-то слушали. Депутаты от консервативной FdI запросили официального ответа от правительства о мотивах решения об отправке контингента - похоже, и не подозревая, что речь идёт о профессиональных военнослужащих, добровольно заключивших контракты с НАТО. И ровно такую же степень понимания функционирования Североатлантического блока обнаружили левые. Их лидер Артуро Скотто, выдал показательную декларацию: «Решение принимала верхушка НАТО в Варшаве, но парламент (Италии) независим, и к тому же долговечнее той компании избранных».

Превзошла же всех берлускониева партия Сильная Италия (FI), чья депутатша Эльвира Савино, не мудрствуя лукаво, выдала вердикт: «Без Берлускони, кажется, вернулась холодная война!»

Как видите, внутриполитический пейзажик вполне ничего себе.

Пацифист? Карьерист? Или просто реалист?

Удалившийся по окончании этих чрезвычайно конструктивных дебатов в Квиринальский дворец на традиционный ужин с президентом, премьер cтарался сохранять равновесие. Даже пробовал шутить. «Мой президент, - обратился он к главе государства Серджио Маттеотти, - похоже, планируется российская инвазия»...

А наутро отбыл в Вашингтон на встречу с Бараком Обамой.

«Не окажется ли тот обед в Белом доме - последний крупный дипломатический прием в каденции Обамы - также последним в премьерской карьере Ренци?» - задаёт вопрос обозреватель The Washington Post. Не исключено. Есть опасения, что она рухнет в случае неудачи объявленного самим премьером уже на 4 декабря референдума об изменениях в национальной конституции. Ставящих целью ограничение полномочий Сената, пока что частенько лоббирующего произвол регионаьных правительств. Которых в Италии всего-ничего 27.

Поставив на карту и собственную карьеру, и судьбу своего кабинета, Ренци, понятно, изначально рассчитывал на выигрыш. Опросы же общественного мнения, при всей их разнородности, от оптимизма далеки. В Италии хватает граждан, не слишком искушённых в тонкостях политического устройства своей страны. Как и вообще к политике равнодушных. Зато порядочно уставших от многолетнего цирка в «верхах».

С которым, кстати, старается покончить именно кабинет Ренци.

Но понимает ли это простой народ, туговато отличающий причины от следствий, зато по привычке не ждущий ничего хорошего от нововведений? Референдум может провалиться просто оттого, что многие откажутся в нём участвовать.

И кто тогда придёт на смену? Неужели экс-комедиант Беппо Грилло?! Вы будете смеяться, но, успешно работая с населением в соцсетях, этот паяц, за год обойдя всех прочих, успел вырасти в основного оппонента Ренци.

Вот тогда и начнётся настоящая комедия. Боюсь только, смешно не будет уже никому.

Именно поэтому, что бы ни говорилсь в брюссельских кулуарах о «пророссийском лобби в ЕС, возглавляемом Италией», кабинет Ренци в Брюсселе уважают. Слишком уж разителен контраст. Не только с прежним Берлускони. Из всей нынешней итальянской внутриполитической «колоды» люди Ренци - наиболее надёжные и проевропейские.

Все прочие - как наглядно показывет «латвийский эпизод» - либо менее адекватны, либо неадекватны вовсе.

Европе это давно известно, и далеко не безразлично.

Точно также и Ренци не теряет надежды на руководство ЕС: кроме мигрантского, Италия всё глубже погружается в кризис банковский. С которым государство своими силами, похоже, едва ли справится. И уж который год не справляется Италия с наплывом мигрантов - даже получивших там легальную регистрацию. О нелегалах же просто речи нет: никому толком неведомо, сколько их сегодня на Апеннинах.

Догадываетесь теперь о серьёзном опасении премьера: сконцентрируйся сейчас евроинституции с новой силой на противостоянии с Кремлём, - как пить дать, очередной раз Италию «отложат» до лучших времён. Проблемы же растут и множатся ежедневно. Пусть уж лучше подождёт та Россия. Где тот Крым? А вот он, Рим! Вот они - шатающиеся банки, вот они - сумасбродные региональные правительства, вот они - всё новые толпы прибывающих азиатов и африканцев. С которыми - в чём убеждён не только премьер, но и каждый итальянец - их страну оставили один на один.

В пробке застряли все

Оттого на Брюссельском саммите Ренци выступал одновременно в трёх тональностях. Дипломатично убеждал, что прямой связи между введением новых санкций и прекращением кровопролития в Сирии нет - и убедил. Осторожно намекал на вероятную необходимость интервенции Европейского Банка в ухудшающееся с каждым днём положение итальянских финансовых учреждений - и был благосклонно и обнадёживающе выслушан. Но при этом очень жёстко настаивал на незамедлительном исполнении Брюсселем обязательств по рассредоточению мигрантов. Вплоть до требованя ввести санкции против государств, отказывающихся следовать модели квот, альтернативы пока не имеющей.

Но в этом пункте, естественно, упёрся в тупик, столкнувшись с решительным отпором Венгрии, Словакии и Польши. А с венграми и словаками Брюсселю на данный момент ничего не поделать: их «антиквотовый» иск - в Европейском Суде; решения пока нет, и неизвестно когда будет: оперативность независимым судам несвойственна, у них другие достоинства.

То есть, создав пробку на одном направлении, Ренци сам упёрся в точно такую же - на другом. А третью всему ЕС и Канаде организовало правительство Валлонии.

Добавив к этому подзатянувшуюся паузу, взятую Британией, имеем фактическую остановку движения по хвалёной братиславской «дорожной карте».

Но и Кремлю с этой большой «европробки» навару никакого: он и сам - в пробке! Существующие санкции не сняты: об этом на саммите и речи не было. Более того, поддержавшая Ренци МИД ЕС Фредерика Могерини заверила, что экономические рычаги - не единственно возможные: авианалёты на мирное население, будучи безусловным военным преступлением, открывают дорогу санкциям юридическим.

А заодно после прекращения бомбардировок всем - и Кремлю в том числе - стало очевидно, что Сирия окончательно превращена в непригодное для жизни место. Не говоря уж о функционировании на её руинах государства. Какого-либо. Даже государства Асада.

На участие же в его воссоздании - практически с нуля - у Москвы просто нет средств.

Так что пока имеем пробки со всех сторон, и для всех.

И, похоже, до обновления состава игроков, неминуемого после президентских выборов в США, - эту большую, не только европейскую, но и глобальную пробку, - едва ли удастся «разрулить».

КомментарииCopyMessenger Telegram Whatsapp
Актуальные новости
Не пропусти
Наверх