Россия может удушить Эстонию с помощью беженцев (1)

rus.postimees.ee
CopyMessenger Telegram Whatsapp
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: AP/Scanpix

В конце прошлой недели Департамент полиции и погранохраны получил настораживающее сообщение из России о том, что в Ивангороде задержаны трое беженцев из Бангладеш, которые хотят пробраться в Эстонию. Когда после этого в Ивангороде были обнаружены еще несколько десятков вьетнамцев, вынашивающих тот же план, в Эстонии заподозрили неладное.

Причина, по которой бесстрастный обрывок информации привел Департамент полиции и погранохраны в состояние повышенной готовности, проста, пишет Postimees.

Это может свидетельствовать о том, что поток беженцев из России, который последние пять месяцев беспокоил Финляндию и Норвегию, а в начале марта прекратился, может быть перенаправлен южнее. Первым на этом пути стоит КПП в Нарве.

Чтобы понять ситуацию, необходимо вспомнить конец прошлого лета. Если до сентября погранпунт Сторског, расположенный в паре сотен километров от Нордкапа между Норвегией и Россией, в течение года был вынужден заниматься 150 ходатайствующими об убежище, то в последующие четыре месяца их число резко выросло. К концу года там попросили убежища 5500 человек.

Довольно быстро норвежским властям стало казаться, что дело кисло.

Беженцы сообщали, что у большинства из них есть российская виза или вид на жительство, и они годами работали в этой стране.

По какой-то причине они именно теперь ухватились за возможность заплатить в Мурманске торговцам людьми, которые микроавтобусами за деньги доставили их к границе и отправили в путь дальше на велосипедах.

Все материалы о беженцах читайте ЗДЕСЬ

Свидетельства того, что операция проводится с ведома и разрешения российских пограничников, были очевидны. Российская погранслужба, находящаяся в подчинении ФСБ, пристально следит за приграничной зоной шириной минимум 7,5 км. На тех, кто в ней передвигается, распространяются строгие правила, например, у них должны быть в порядке документы и должно иметься при себе разрешение. И вдруг российские пограничники вовсе отказались от того, чтобы проверять людей.

Российский пограничник проболтался

Несколько месяцев спустя подобный поток беженцев обрушился на два самых северных КПП Финляндии: Рая-Йоозепи и Салла. На гребне этой волны в конце января российский пограничник заявил финскому новостному агентству STT, что ФСБ принимает участие в организации отправки беженцев на российско-финскую границу вместе с властями Канталахти и российской погранслужбой. Например, она решает кто когда будет выдвигаться и на каких автомобилях можно будет проехать на российско-финскую границу.

В середине февраля несколько высокопоставленных финских политиков выразили мнение, что волны беженцев не было бы без помощи ФСБ.

Финский военный эксперт Антти Паронен предположил в эфире финского телерадиовещания, что на КПП испытывают административную мощь и скорость принятия решений в Финляндии. «Цель состоит в том, чтобы следить за изменением народных настроений», - сказал Паронен.

И в Норвегии, и в Финляндии волна беженцев внезапно схлынула в конце марта, после переговоров на высоком уровне. В результате этого обе страны заключили с Россией соглашение, содержание которого до сих пор не обнародовано. 26 фераля президент Владимир Путин отдал ФСБ распоряжение привлечь торговцев людьми к ответственности.

«После этих встреч ФСБ провела крупную операцию, и все центры, где беженцев размещали и готовили к отправке на границу, были очищены. Кто находился в России законно, был отправлен в Петербург на работу, кто не был – тех задержали для дальнейшего следствия», - рассказал руководитель отдела пограничной политики МВД Янек Мяги.

Учитывая количество ходатайствующих об убежище, не удивительно, что эстонская полиция называет хитрую операцию гибридной войны,

проведенную осенью и зимой на границе России с Норвегией и Финляндией, своего рода удушением. Может ли теперь ФСБ перенаправить поток беженцев на эстонские КПП?» «Да, если она этого захочет», - предположил Мяги. По его мнению, чтобы в Эстонии повторился тот же сценарий, должны совпасть несколько обстоятельств.

«Самый простой вариант, если российская сторона отведет своих пограничников от нашей границы и распространится слух, что через Эстонию можно попасть дальше в Европу – в Скандинавию или на юг, в Польшу, - пояснил Мяги. – Когда этот слух распространится и с российской стороны людей будут свободно пропускать к границе, массы начнут двигаться».

Вероятность этого, по словам Мяги, мала, поскольку и ходатайствующие об убежище рано или поздно поймут, что это вранье. Например, выяснится, что поданные в Эстонии ходатайства об убежище рассматриваются в нашей стране, международную защиту получить не так легко, а попасть отсюда в другую европейскую страну невозможно.

«Другая вещь, которая может привести в движение массы, - крупная операция в России по задержанию нелегалов или же появится какой-то контингент лиц, которым решат не продлевать вид на жительство. Тогда у них останется две возможности – двигаться назад или вперед», - заметил Мяги.

У Эстонии есть кризисный план

На случай кризисной ситуации у Департамента полиции и погранохраны есть план борьбы с «удушением». По словам Мяги, прибытие на границу десятков беженцев в день означает, что в Йыхви и Раквере для рассмотрения ходатайств будут мобилизованы полицейские, которые обычно не занимаются этой работой, но прошли соответствующие курсы.

Если у ходатайствующего об убежище будут при себе документы, решение о предоставлении убежища в Эстоии можно будет принять на месте в срочном порядке. Если решение удастся принять в течение 48 часов, договор между Евросоюзом и Россией позволяет отправить лиц, не отвечающих требованиям, предъявляемым к беженцам, обратно в Россию. Более серьезная проблема возникла бы, если бы число ходатайствующих исчислялось сотнями или тысячами, а у них не было бы при себе документов. Чтобы разместить такое количество людей во временном приюте наподобие лагеря, министерство заключило договоры с собственниками инфраструктуры.

На последних крупных учениях такой сценарий проигрывался, например, на базе Ремнику в Ида-Вирмаа, которая с окончанием лета обычно пустует. Чтобы обитатели лагеря не двинулись дальше в страны ЕС, его будут охранять полиция или охранная фирма. Чтобы справиться с большим количеством беженцев, говорящих на иностранных языках, государство заключило договоры с иностранными переводчиками, которые в случае необходимости приступят к работе с помощью телемоста.

По словам руководителя бюро пограничного администрирования Департамента полиции и погранохраны Хелен Нейдер-Веэрме, страна готова к притоку беженцев.

До сих пор нет оснований полагать, что случаи миграции со стороны России значительно участились. «Та информация, которая сейчас у нас есть, не дает оснований полагать, что ситуация может как-то измениться. Оценка риска не подтверждает, что по ту сторону границы есть какое-то движение, - сказала Нейдер-Веэрме.

Сотрудничество между эстонскими и российскими пограничниками нельзя считать безошибочным, но так называемая красная линия существует и обмен информацией идет. - У нас бывали случаи, когда не признавались в незаконных пересечениях границы. В то же время была и поддержка с российской стороны. Наши планы по борьбе с растущим потоком беженцев пересмотрены и проверены».

Комментарии (1)CopyMessenger Telegram Whatsapp
Актуальные новости
Не пропусти
Наверх