Редактор дня:
Alexandra Nekrasova

Шведское ТВ: Возможно, и Swedbank использовался для отмывания денег (12)

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: LETA

Несмотря на то, что крупнейший шведский банк утверждает, что не работает с клиентами обвиняемого в отмывании денег Danske Bank, через филиалы Swedbank в странах Балтии прошли подозрительные перечисления как минимум на сумму 5,8 млрд долларов США, со ссылкой на общественное телевидение Швеции пишет Балтийский центр журналистских расследований Re:Baltica. 

Среди перечислений фигурируют компании из так называемого "дела Магнитского", а также "азербайджанской прачечной", которая отмывала незаконно полученные богатства элиты страны. 

Расследование длилось почти полгода - в основу легла слитая база данных межбанковских перечислений, которую источник оставил в одном из рижских пакоматов. На основе этого журналисты отобрали 50 клиентов Swedbank, деятельность которых отвечает сразу нескольким "красным флажкам", то есть признакам, вызывающим подозрения. 

Например, неизвестны истинные владельцы, фирмы зарегистрированы в офшорах или подозрительных юрисдикциях, или невозможно доказать, чем компания занимается. 

Подозрительные перечисления происходили между балтийскими филиалами Danske Bank и Swedbank с 2007 по 2015 год. Сумма подозрительных перечислений составила 5,8 млрд долларов

Из них 26 миллионов долларов США связаны с крупнейшим российском делом налогового мошенничества, которое расследовал юрист Сергей Магнитский, что привело к его смерти в тюрьме.

26 миллионов приблизительно через 50 счетов были переведены из Danske Bank в Swedbank через фирмы, которые были использованы в раскрытых Магнитским аферах в период времени с 2008 по 2009 год. 

Когда началось громкое дело об отмывании денег в эстонском филиале Danske Bank, Swedbank сообщил, что у них ничего подобного не происходит, так как в приоритете местные предприниматели. 

"Мы проверили всех клиентов, которые открылись в деле Danske Bank, и никто из них не является клиентом Swedbank", - в прошлом году на шведском телевидении заявила руководитель Swedbank Биргит Боннесен (Birgitte Bonnesen).

Теперь обнаруженное шведскими журналистами говорит об обратном.

"Мы сравнили наши материалы с уже раскрытыми в России и Азербайджане скандалами по отмыванию средств и нашли 182 владельца счетов как в Swedbank, так и в Danske Bank, которые были связаны с этими делами", - рассказала журналист шведского ТВ Линда Ларсон - Какули (Linda Larsson-Kakuli).

Руководитель Swedbank Биргит Боннесен в интервью о противоречиях с ее заявлениями, прозвучавшими ранее, шведским журналистам отказала.

Ответить был делегирован пресс-представитель Габриэль Франке Родау (Gabriel Francke Rodau), который многократно подчеркнул:

"В Swedbank нет никакой толерантности к отмыванию средств, и мы немедленно реагируем, если видим что-то подозрительное". 

Фото: шведские журналисты раскрыли более 1000 клиентов Swedbank и Danske Bank, фирмы которых зарегистрированы по адресам, где расположены и другие компании. На эти кадрах журналист посетил два адреса в Великобритании. По одному зарегистрировано десять компаний, по второму - 40. 

Фото: Zviedrijas sabiedriskā TV
Фото: Zviedrijas sabiedriskā TV

Подозрительные сделки и в Латвии 

Re:Baltica, выступившая в этом расследовании партнером шведского телевидения со стороны Латвии, убедилась, что и среди клиентов латвийского филиала Swedbank были фирмы, происхождение денег которых или истинные владельцы которых должны по меньшей мере вызывать вопросы у контролирующих учреждений или самого банка. 

Aora в 2013 году несколькими перечислениями получила 1,4 млн евро от британской компании LCM ALLIANCE LLP. Компания с таким названием упомянута в качестве одного из главных каналов по отмыванию в "азербайджанской прачечной". 

Международные партнеры Re:Baltica OCCRP писали, что через эту и еще три других британских компании элита Азербайджана выкачала из государства как минимум два с половиной млрд евро. 

Aora принадлежит предпринимательнице из Латвии Эвите Масловой, а руководит компанией Нина Паспарне. В телефонном разговоре с Re:Baltica она рассказала, что фирма была посредником для продажи конструкций для крыш из украинского филиала финской компании Ruukki в Азербайджан. Ruukki хотели сделки производить через европейскую компанию, поэтому наняли Aora в качестве посредника. 

"Мы честно выписали все счета и заработали от этой сделки 1%", - рассказала Паспарне. Она категорически отрицает какую-либо связь с возможность отмывания средств, потому что сама гостила на складе в Баку, и уверена, что сделки были реальными. 

Baltthermo с 2008 по 2011 год из различных фирм в офшорах получила приблизительно миллион долларов США за отопительные газовые котлы и их оборудование, продаваемое в России.

Три из этих фирм зарегистрированы по тому же адресу в Великобритании, где находилась ранее упомянутая азербайджанская прачечная LCM ALLIANCE LLP. В свою очередь другая фирма связана с делом Магнитского. Ни одна из этих компаний больше не работает. 

Один адрес, на котором зарегистрировано много фирм, обычно один из тех самых "красных флажков", который сигнализирует о так называемом "почтовом ящике": возможно, это не реальная предпринимательская деятельность, а бумажный бизнес, который выписывает счета, а товаров и не видел. 

Согласно данным Lursoft, у латвийской компании единственный член правления - гражданин России Александр Савченко, но она принадлежит фирме, зарегистрированной в Великобритании под таким же названием, как была закрыта в октябре прошлого года. 

До этого компания принадлежала другому гражданину России Дмитрию Журавлеву. Прибыв по адресу Старая Русас в Риге, Re:Baltica обнаружила многоквартирный дом. 

Фирма Baltthermo, которая получала деньги из компании офшоров, зарегистрирована в паре улиц от главного офиса Swedbank - на улице Старая Русас. Здесь в квартире зарегистрировано 60 фирм. 
Фирма Baltthermo, которая получала деньги из компании офшоров, зарегистрирована в паре улиц от главного офиса Swedbank - на улице Старая Русас. Здесь в квартире зарегистрировано 60 фирм. Фото: Sanita Jemberga

Двери квартиры открыла невысокая женщина в утреннем наряде со свежевымытыми волосами. Фирма Надежды Борисовской предлагает услуги бухгалтерии и адрес регистрации для компаний. Так было и с Baltthermo.

Квартира служит почтовым ящиком, так как всего здесь зарегистрированы 60 фирм. Большинство владельцев - нерезиденты, исследовала Re:Baltica.

Представитель компании пояснила, что бизнес - продажа газовых котлов - был реальным, но закончился года два - три назад, когда Журавлев его продал другому гражданину России. 

Компания Zelta bruģis с 2014 по 2015 год всего от гонконгской фирмы получила неполных 30 млн долларов США в качестве займа. Единственный член правления латвийской компании - гражданин России Азер Бабаев (Babaev Azer), та в свою очередь принадлежит тайваньской компании.

Анализ журналистского проекта Investigative dashboard показывает, что гонконгская фирма косвенно принадлежит Бабаеву. Этот гражданин России в Москве развивает различные бизнесы, начиная от роботизации, обустройства парков развлечений и продажи строительных материалов.

В годовом отчете латвийском компании Zelta bruģis указано, что компании в Рижском свободном порту построила современный центр логистики Kraftool. 

Zov Group в 2012 году в несколько перечислений получила 278 тысяч евро от зарегистрированной в Гонконге компании VERGREAT IMPEX LIMITED "для технологического оборудования".

Согласно годовому отчету, компания производит и продает оборудование для механической переработки овощей. Владельцы фирмы - два гражданина России. Телефон компании подняла бухгалтер, которая ничего не знала о сделках 2012 года, потому что там не работала, но обещала вопросы Re:Baltica передать владельцам из России. 

Ответы "copy - paste"

Когда Re:Baltica попросила Swedbank в Латвии прокомментировать проверки, которые она провела по клиентам, вызывающим вопросы, часть ответа была буквально такой же, каким был ответ и шведским коллегам: отмывание денег одно из самых серьезных преступлений в отрасли, поэтому механизмы для его устранения являются приоритетом и, видя предупреждающие сигналы, банк немедленно действует.

Однако, банк не может публично комментировать информацию о клиентах - как нынешних, так и бывших. В том числе из-за требований закона, который запрещает информировать клиентов и третьи лица о сообщениях, которые банк передал следственным органам. 

Наверх