Спустя больше 10 лет после перенятия Parex, бывшие работники начинают говорить. По их словам, банк не был на грани банкротства, чиновники воспользовались временной слабостью и забрали работающий банк. Об этом рассказывается в документальном проекте Русского вещания LTV7 "2009vs2019 Кризис. 10 лет challenge".
Версия работников Parex: краха не было (1)
По словам бывшего пресс-секретаря Parex Сергея Бардовского, когда владельцы Валерий Каргин и Виктор Красовицкий обратились за помощью к правительству, они не просили денег, а лишь гарантию на 200 миллионов. Это помогло бы передвинуть срок отдачи синдицированного кредита. А за это время рынок ценных бумаг пришел бы в себя и портфель ценных бумаг Parex снова был бы в цене. Однако, по словам Бардовского, чиновники воспользовались слабостью банка: сначала государство переняло 51% акций, а потом очень быстро забрало весь банк целиком.
Сначала в Parex, а потом и в Citadele, по подсчетам Госконтроля влили 2 с половиной миллиарда евро. В 2015-м состоялась главная сделка — Citadele продали американскому инвестору за 74 миллиона 700 тысяч. Хотя когда-то называлось, что Parex мог стоить миллиард. Но даже этих денег страна не увидела.
Их отдали Европейскому банку реконструкции и развития и еще доплатили 2 миллиона сверху - за то, что Европейский банк в свое время вложил деньги в Citadele. Мы этот вклад должны были вернуть плюс набежавшие проценты.
"То, что государство не знало, за сколько продать банк. То, что согласилось на единственного покупателя, отвергая других, я не знаю, сейчас не все условия договора можно сказать, но, мне кажется, там были очень влиятельные голоса. И не только из Латвии", - говорит Гунарс Кутрис, бывший депутат Сейма, который возглавлял парламентскую комиссию по расследованию продажи Citadele.
Передел банковского сектора продолжается. По прогнозам инвестиционного банкира Гиртса Рунгайниса, в течение 10 лет в Латвии останется лишь 5 банков.