Редактор дня:
Alexandra Nekrasova

Цены на электричество и газ больно ударят по нашим кошелькам

Фото: pexels/pixabay.com

​Не успела Европа начать приходить в себя от ковидного кризиса, как грянула новая напасть – кризис энергетический. Биржевые цены на газ и электричество подскочили чуть ли не в 10 раз, и это влечет за собой вереницу проблем: от роста коммунальных платежей до стремительного увеличения цен на продукты и наращивания инфляции в целом. Что происходит на глобальном рынке? Как вырастут потребительские цены? Когда ожидается снижение и будет ли оно вообще? Как "зеленая стратегия" Евросоюза и политические игры влияют на тарифы? Поможет ли запуск "Северного потока – 2" снизить расценки в Европе?

Времена стабильных цен на электроэнергию и газ канули в Лету вместе с государственным регулированием. Сейчас регулируется лишь незначительная часть расценок, из которых формируются счета потребителей – тарифы на транспортировку и распределение, а также еще некоторые компоненты, которые рассчитываются по определенной методологии и утверждаются Комиссией по регулированию общественных услуг. Стоимость же непосредственно энергоносителей определяет его величество рынок.

И если посмотреть биржевые цены за последний год, то волосы встанут дыбом. Так, в сентябре 2020 года цена на электричество на NordPool была 39,91 EUR/MWh, в марте 2021 года – 43,55 EUR/MWh, а 20 сентября 2021 г – 144,80! Цены выросли в 3–4 раза!

Цена на газ на немецкой бирже GASPOOL (Trading Hub Europe) в сентябре 2020 года была 7,89 EUR/MWh, в марте 2021 года – 17,73, на сентябрь 2021-го фьючерсы заключали по 43,69 EUR/MWh. Рост – 6-кратный! Но это еще не предел - по последним данным, разница уже выросла на порядок: на прошлой неделе цена ближайшего (октябрьского) фьючерса на спотовый индекс TTF на газ на бирже ICE Futures достигала 72–75 EUR/MWh.

Издержки свободного рынка

Чем же вызван такой резкий скачок? На это повлияло множество факторов: и природа, и погода, и большая политика. Для начала проведем небольшой экскурс в историю и рыночную ситуацию.

В латвийском энергетическом секторе все было просто и прямолинейно, когда в нем царили монополии: электричеством занималось Latvenergo, газовым хозяйством – Latvijas Gāze. Они заключали контракты с поставщиками, развивали инфраструктуру и генерирующие мощности, реализовывали свой "товар" потребителям и т. п. Тарифы в монопольных условиях утверждал государственный регулятор. И были они существенно ниже, чем сейчас.

Однако взяв курс на интеграцию с Евросоюзом, Латвия приняла правила игры и в энергетическом секторе: Европа поставила задачу избавиться от монополий и либерализовать рынок, а также снизить энергетическую зависимость.

Наверх