Редактор дня:
Artjoms Ļipins

Ошибка в расчетах финансирования: под удар попали молодые предприниматели из Латвии

Директор LIAA Каспар Рожкалнс
Директор LIAA Каспар Рожкалнс Фото: Edijs Pālens/LETA

Десятки предпринимателей, которые присоединились к бизнес-инкубаторам Латвийского агентства инвестиций и развития и рассчитывали на возможность получить поддержку для бизнеса, попали под удар, сообщает программа Латвийского телевидения De Facto. Это произошло из-за того, что Латвийское агентство инвестиций и развития (LIAA) допустило ошибки в расчетах и ​​прогнозах использования средств ЕС в этот период планирования.

Ранее LIAA планировало, что по завершении периода европейского финансирования, предназначенного для инкубаторов, денег останется в избытке, поэтому в прошлом году их переводили на другие программы поддержки. Так получилось, что интерес торговцев вырос и деньги закончились уже сейчас, когда заключенные с предпринимателями инкубационные договоры действительны в полном объеме и они рассчитывали на эту поддержку. Поэтому LIAA просит у государства дополнительное финансирование - не только для выполнения обещаний, данных предпринимателям, уже допущенным в бизнес-инкубаторы, но и для того, чтобы сохранить саму сеть инкубаторов и не ограничивать прием новых коммерсантов - как начинающих, так и уже какое-то время работающих.

Что такое бизнес-инкубатор?

Бизнес-инкубаторы были созданы, чтобы помочь начинающим предпринимателям развивать свои идеи и помочь им заработать. Эта программа финансируется за счет средств Европейского союза.

Поддержка доступна как в виде обучения, так и коворкинга, а также софинансирования по различным позициям. В том числе как помощь в продвижении при очень быстром росте.

Первый случай - производитель компьютерного игрового оборудования Azeron

Один из бизнес-инкубаторов - производитель компьютерного игрового оборудования Azeron, который был запущен в вентспилсском бизнес-инкубаторе. В нем работает более 70 сотрудников. Их основной рынок сбыта - США. План поддержки, разработанный совместно с Инвестиционным агентством, предусматривал софинансирование для рекламы в период наибольших продаж.

"В коммерции США лучшее время для работы на этом рынке - киберпонедельник, "черная пятница", а также период до и вскоре после Рождества. Это время, когда все компании вкладывают значительные средства в маркетинг, когда маркетинг становится значительно дороже", - рассказывает член правления Azeron Янис Кулбардис.

Однако в настоящее время компания не знает, будет ли доступна поддержка, учтенная при заключении договора с Вентспилсским бизнес-инкубатором. Если бы знали заранее, что поддержки нет, то планировали бы свои расходы иначе.

"Мы бы не взяли программистов или, соответственно, может быть, перенаправили бы эти средства в другое место - это чисто стратегическое планирование, а теперь оказывается, что мы... спасибо, конечно, за поддержку, но обманывать нас явно не стоило. Однако мы это учли и вместе с LIAA составили этот план", - говорит Янис Кулбардис.

Второй случай - компания Trempel, производить вешалок для одежды из переработанного картона

Еще одно предприятие-инкубатор Вентспилса SIA Trempel уже вышло на рынок со своей продукцией - вешалками для одежды из переработанного картона. Вся его продукция экспортируется - в основном в Дубай, а также в США, Австралию и другие страны. Этой осенью планировалось открыть собственный завод в Вентспилсе, так как в Риге продукция производится в небольших количествах.

"Здесь есть работа на полную ставку, у другой коллеги тоже полный рабочий день. И я надеюсь, что в ближайшее время появятся еще один-два сотрудника. Если не будет помощи, то, конечно, сейчас у этих людей не будет работы.

Может, через полгода-год. Потому что с помощью инкубатора мы можем ускорить этот процесс - все очень просто", - говорит Александр Бобров, владелец SIA Trempel.

Мнение представителя Вентспилсского бизнес-инкубатора

Обещанного в Вентспилсском бизнес-инкубаторе финансирования ждут 25 молодых предпринимателей. И общая сумма, которую они хотят получить, составляет около двухсот тысяч евро. Их планы поддержки утверждены, но нет ясности в отношении выплат.

"Мы объясняем ситуацию всем. Пока мне радостно видеть, что предприниматели в этой обстановке достаточно понимающие. Но сейчас я тоже не компетентна, не уполномочена давать какие-либо обещания коммерсантам относительно определенной даты, когда мы сможем возобновить это финансирование, а также объяснять, на каком уровне и в каком процессе все это будет происходить в будущем", - говорит руководитель Вентспилсского бизнес-инкубатора LIAA Лиене Каташевска.

Для выполнения договоренностей, заключенных с компаниями, бизнес-инкубаторам по всей Латвии до конца этого года нужно еще около четырех миллионов евро. В программе столько денег еще есть. Но это все средства, которые остались в программе. Для других компаний, которые позже стали участниками инкубатора и надеялись на поддержку, шансы на ее получение сильно снизились.

Нет денег ни на обучение молодых предпринимателей, ни на содержание самой сети инкубаторов.

"Таким образом, это оставшееся финансирование, которое у нас есть, оно зарезервировано для существующих утвержденных грантов - для выплаты, например, если была подана заявка на закупку оборудования, которое мы одобрили. При покупке оборудования продавец предоставляет все документы. Мы оплачиваем эту часть софинансирования, которая составляет 50%. Часть суммы зарезервирована для него, а часть - исключительно для нас, чтобы иметь возможность поддерживать сеть бизнес-инкубаторов, и этого финансирования сейчас, как мы подсчитали, хватит до первого, может быть, второго квартала следующего года", - рассказала директор департамента бизнес-инкубаторов LIAA Лаура Очагова.

В чем причина?

При запуске программы бизнес-инкубаторов в этот плановый период было выделено 25 миллионов евро, которых должно было хватить до конца 2023 года. Причины поворота событий следует искать полтора года назад, когда LIAA отчитывалось в Минэкономики о прогрессе, достигнутом на данный момент в программе: показатели соответствующего периода были получены с меньшими затратами, чем планировалось. И исходя из прогноза агентства, что не все финансирование будет израсходовано к концу программы, в июле 2020 года Министерство экономики подтолкнуло правительство к сокращению финансирования программы бизнес-инкубаторов на четыре с половиной миллиона евро (с 25,7 миллиона евро до 21 млн евро). В то же время оптимистичные прогнозы привели к увеличению числа целей, которые должны были быть достигнуты, а тем временем в инкубаторы были приняты новые участники.

На вопрос, ошибалось ли LIAA в своих прогнозах, Лаура Очагова отвечает:

"Да, мы не рассчитывали, что количество заявок на гранты увеличится на 200 процентов".

Учитывая влияние Covid-19, весной прошлого года предпринимателям разрешили подавать заявки на дополнительные гранты в течение одного года. Кроме того, компании, допущенные в инкубатор, с каждым годом становились все более влиятельными, поэтому спрос на гранты также увеличивался. Средняя финансовая поддержка для одной компании возросла с 3686 евро в 2018 году до 10 616 евро в прошлом году.

Однако денег не остается не только на гранты, но и на содержание самой сети инкубаторов, куда ушла пятая часть расходов, или почти 3,5 миллиона евро. Теперь LIAA требует дополнительных средств, кроме того - уже из госбюджета, а они составляют 11 миллионов евро (до 2023 года), что почти в три раза больше, чем было снято ранее.

"Мы также составили ряд сценариев и представили их в министерство, где мы показываем, что, если это сокращенное финансирование будет возвращено, мы сможем оказать поддержку тем предприятиям, которые существуют в настоящее время.

Но для того, чтобы бизнес-инкубаторы смогли работать с полной силой, принимать новых предпринимателей, организовывать различные семинары и привлекать экспертов, потребуется гораздо больше финансирования", - говорит Очагова.

Хотя тема поддержки бизнес-инкубаторов внесена в список планирования фонда на следующий период, она будет в узком смысле нацелена на развитие технологических компаний.

Мнение министра экономики 

Поэтому, по мнению министра экономики, ситуацию следует не только спасать с помощью госбюджета, но и продолжать программу инкубатора в существующем профиле, в том числе путем софинансирования разработки новых компаний с грантами. Это будет вдвойне компенсировано налогами, уплачиваемыми в бюджет стартапов и успешных компаний. По данным Минэкономики и LIAA, если в программу инкубаторов вложить 11 млн евро, налоговые поступления от участников инкубатора будут вдвое выше - 20 млн евро.

"Мы рассмотрели и смоделировали определенные возможности пересмотреть эту программу с учетом других фондов, но успешных переговоров с ними не было. Поэтому я считаю, что переговоры по бюджету - это последний шанс для министерства спасти эту программу, чтобы она не была прекращена", - говорит министр экономики Янис Витенбергс (NA).

Однако, хотя Министерство экономики сделало финансирование бизнес-инкубаторов приоритетом в бюджете следующего года, бюджетные возможности не обещают быть большими, и текущие политические дискуссии показывают, что деньги будут выделены на такие области, как медицина, образование и государственная граница. "Если мы посмотрим на эту инициативу Минэкономики, то она всегда финансировалась из средств Евросоюза. Он имеет специально разработанную программу и специальные инвестиции для поддержки новых предпринимателей. И мы также призываем Министерство экономики не откладывать, а скорее сесть за стол и начать работу над необходимыми постановлениями Кабинета министров", - говорит директор Департамента коммуникаций Министерства финансов Алексис Яроцкис.

Пятьсот компаний получили гранты в рамках этой программы, но максимальная сумма, которую может получить инкубатор в рамках различных видов поддержки, составляет до 200 000 евро. Однако лишь немногие достигли потолка. За этот период почти тысяча предпринимателей получили нефинансовую поддержку от инкубаторов. Около пяти процентов компаний, получивших инкубационную поддержку, были ликвидированы.

Наверх