Старков: о семье, футболе и себе (17)

CopyMessenger Telegram Whatsapp
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: LETA

На машине к зданию, где находится редакция, он подъезжал внимательно и аккуратно. Интеллигентно, вежливо и даже нежно. Так, как он и играл на поле. Так, как он тренирует и сейчас сборную Латвии по футболу. Так, как он, Александр Старков, любит свою семью.

...Это все идет из детства. Родители, за что я им очень благодарен, мой первый тренер, которому огромное спасибо. Тогда не было такой профессии «футболист». Тогда много чего не было... Но в то же время, много чего и было. Сейчас моя профессия - тренер. Она занимает большую часть моей жизни. Могу сказать, что я очень счастлив, что у меня есть работа, которую я люблю...

- Александр, Вы счастливый человек...

- Когда команда играет, часто бывает так, что не все зависит от того, как ты подготовил команду. Ну вот мяч попал в штангу, выскочил из ворот, - в итоге мы не выиграли. И вот думаешь – зачем мне такая профессия, которая

зачастую зависит от случайностей, от кочки на поле, от ветра, дождя.

Но потом все это проходит. Остается главное – понимание, что рядом со мной одаренные люди, молодые игроки. Так что мне, действительно, в этом плане повезло в жизни.

- Обычный рабочий день главного тренера. С чего он начинается?

- Подъем около 8 часов утра. Ведь тренировки начинаются в десять. Нет, холодный душ я не принимаю. Скажем так – комфортный. Кофе и завтрак с женой – это прекрасное начало дня. Потом еду на любимую работу. Начинаются практические занятия с игроками, тренировки. Но, конечно же, если взять рабочий день, то это не только тренировки. Это ведь и просто разговоры с игроками, чьи проблемы – это одновременно и мои проблемы. Я должен знать, у кого какие произошли события в жизни. Если, скажем, у моего полузащитника родился ребенок, это прекрасно, но я должен учесть, что он вряд ли спал ночью, и решать вместе с игроком вопрос его подготовки к игре.

После первой тренировки мы обедаем, потом вторая тренировка. Между тренировками решаю разные организационные вопросы, связанные как с клубом, так и с национальной и юношескими сборными. Ну, а домой прихожу где-то в семь – восемь вечера и просто хочу выпить горячий чай вместе с женой. Дети уже большие, живут отдельно. Так что мы проводим вечера вдвоем.

- Ну а, скажем, бутылочку пива после работы выпить?

- Конечно, нужно уметь и отдыхать, но я должен всегда быть в хорошей физической форме, должен отдохнуть. Ведь для игроков я не только тренер, но и должен подавать пример в поведении.

Вечер как проходит? Ничего необычного – телевизор, компьютер. В принципе, стандартный набор. Но, когда бывает очень напряженный день, мы с женой просто стараемся куда-то выехать. Юрмала, Сигулда. Просто, чтобы отвлечься. Вообще, отдых с семьей – это самый лучший отдых. Независимо от того, выиграл ты или проиграл,

семья тебя поставит на место, на землю.

В моей работе – каждую неделю игра. Каждую неделю ты можешь победить, взлететь или проиграть. Скажем, нельзя впадать в эйфорию, когда ты выиграл, жизнь за это ударит. Но нельзя и впадать в уныние, депрессию, когда ты проиграл. Поэтому очень важно, кто в данный момент с тобой рядом. Жена. Она для меня и помощник, и друг, она меня всегда поддержит. Мне в этом отношении очень повезло.

- У вас, как знаменитого футболиста, скорее всего, была масса поклонниц. Вопрос банальный – как Вы познакомились с женой?

- Познакомились мы давно, в Политехническом институте. И женаты уже почти 30 лет. Вот на Строительном факультете и познакомились. На каком курсе - уже и не помню. Я был на пару курсов выше, чем она, моя будущая жена. На втором курсе Политеха я понял, что футбол – это мое, но я закончил институт. В принципе, тогда был культ образования. Я считаю, что это, все-таки, хорошо. Человека, который учится в институте, сама жизнь заставляет читать, развивать мозг, уметь контактировать с людьми, быть ответственным. Это многое дает. Я закончил Институт, очень хорошая тогда была Кафедра спорта, которую возглавляла Молчанова. Она давала возможность заниматься и спортом, и учебой, за что я ей очень благодарен.

Так что я - инженер-строитель, но

слава Богу не строил домов, мостов.

Думаю, у каждого человека свое призвание, и не нужно заниматься тем, что ты не умеешь.

- А жениться в студенческие годы не трудно было? Это же огромная ответственность...

- Дело в том, что я и в студенческие годы зарабатывал деньги футболом. Руководство футбольной команды, где я играл, создавало условия для своих игроков.

- Найти контакт с игроками не всегда легко. Как Вам это удается?

- Очень важно найти подход, поговорить с человеком. И сейчас, и, скажем, 30 лет назад тренеру не всегда просто было найти общий язык с 20-летним. Но я стараюсь. Ведь без диалога не получится и качественной работы, качественной игры. Надо спрашивать у ребят – какие существуют проблемы, не только в игре, но и в жизни. Я знаю, когда у каждого День рождения, есть ли у него семья, дети,

есть ли билет на Новогодний цирк, чтобы вся семья пошла на представление и отдохнула, побыла вместе.

...Может нам неудобно за наши советские привычки. Вот я навестил своего друга Евгения Милевского, тогда проходил финал Чемпионата Европы. Я приехал. Ну куда два футболиста пошли? Смотреть футбол, конечно же. Первый матч мы смотрели у него в офисе. Офис такой современный, солидная фирма. Так вот стопроцентные австрийцы, у которых бабушки не жили в советское время, перед трансляцией накрыли стол. И мы все вместе смотрели. Представляете, как нас сплотила эта игра!

- Там, где я живу, в свое время на ограде краской огромными буквами было написано «Милевский – сила!»....

- Это не сам Женя написал, нет? Я ему обязательно расскажу об этом...

- Легко ли Вы сходитесь с людьми?

- Вряд ли. Друг – это тот, на кого ты можешь положиться. У меня их немного. Да и вряд ли у кого-то есть много именно друзей. Моя работа предполагает разговоры с игроками, журналистами, независимо от того, хочу я этого или не хочу. Обычно, я избегаю больших компаний. Как я и говорил, для меня

самый лучший отдых – выходной, вдвоем с женой.

- Скажите, Ваша интеллигентность не мешает в работе? Или Вы можете и матом «рубануть»? Вот, говорят, Ваш коллега, Олег Знарок, часто это использует....

- В принципе могу. И иногда этим пользуюсь. Но ведь тот же мат должен быть эффективным, а эффект, он же достигается только от редкого применения. Я хорошо знаю Олега Знарка. Так вот, он не производит впечатления «агрессора». Он очень молчаливый и сдержанный человек.

Фото: LETA

Конечно, в работе мне приходится быть не тем, кем я являюсь на самом деле. Допустим, игровая ситуация заставляет меня, человека спокойного, выйти к бровке и что-то показывать, демонстрировать. Я же вижу, что мои игроки как-то сникли, под давлением соперника «сложили крылышки». Мне нужно их просто взбодрить. Вот Вы замечали – команда на второй тайм выходит вся окрыленная. И спрашивают – а что Вы сказали игрокам в раздевалке. Да ничего. Просто посмотрели друг другу в глаза... Скорее всего это семейное воспитание, у меня были очень хорошие мама и отец. Нас было вообще четверо братьев, у нас была очень крепкая семья. Простая, но, повторяю, крепкая. Я стараюсь и своих детей, и своих футболистов воспитывать именно так – уважая старших, как в семье.

- Если мы вспомним Лобановского, то он всегда покачивался на скамейке, Романцев – курил сигарету за сигаретой. А вот Вы такой спокойный...

- Игра на игру не приходится. Часто вскакивают тренеры. Зачем? Я отвечаю так: чтобы вот здесь у меня сердечный клапан не перекрыло. Нужен, нужен взрыв, выплеск адреналина, физическая разрядка. Если Вы говорите о том, что я спокоен... Спокойно я сидел очень давно. Все конфликты я решаю, как в семье. Не говорю, что в моей, но вот берем, как пример, обычную семью. Есть

тренер – это глава семьи.

Есть дети, есть старшие и младшие, но главное – быть справедливым. Не должно быть двойных стандартов. Если возникает какой-то конфликт, то ведь нельзя, чтобы в семье он длился долго. Возьмите любую семью, - любые родители гасят конфликт. Это своего рода мудрость, она или есть, или нет...

Я считаю, что любая игра – это бой. Ты не можешь выйти на бой неготовым. Тебя нокаутируют, и ты упадешь с позором. Есть у нас особые приметы, но это секрет и вряд ли кто-то его выдаст. Ведь наша работа во многом связана с удачей. Ты в субботу сыграл и выиграл – значит неделю провел с плюсом, а если проиграл – у тебя остается пять дней для исправления ошибок.

- Вы родились в Мадоне. Выросли там. Этот город никак нельзя назвать футбольным городом...

- Скорее всего повлиял на меня первый тренер. Бронислав Липшанс. Он был учителем физкультуры в Мадонской средней школе, но не был специалистом по футболу. Кажется, он лучше играл в баскетбол. Но он привил нам любовь к спорту. Я до сих пор с удовольствием хожу на матчи рижского «Динамо», на баскетбольные матчи. И, знаете, каждый раз для себя нахожу что-то важное, интересное, что можно использовать в игре.

- Кто-то коллекционирует марки, кто-то значки, спичечные этикетки. А главный тренер сборной Латвии, помимо футбола, чем увлекается?

- Вот у меня есть коллега, помешанный на собирательстве значков. Не знаю, у меня каких-то таких особых увлечений не было. Вот что осталось, так это книги. Я их не собираю, нет, просто люблю читать.

- И что Вы прочитали в последнее время?

- Не скрою, - вот захотелось перечитать Конан Дойля. А перед этим Веллера прочитал. Последнюю его книгу. Но повторяю, я читаю книги, а не собираю их.

- Вернемся к детству. Как Вы учились в школе?

- Хорошо. Я очень уважал своих родителей. И мое уважение проявлялось в том, что я не хотел их огорчать. Родители у меня были мудрые, особенно за мной не следили.

- Вы так тепло говорите о жене...

- Татьяна училась вместе со мной в Политехническом институте. Затем работала во многих организациях. В последнее время она работает по дому. Вот помню, когда сын был маленький, писал письмо дедушке... Тогда мой отец еще был жив. Так вот, сын пишет: папа на работе, сестра в школе, а мама сидит дома и ничего не делает... Мы до сих пор, смеясь, вспоминаем это. На самом деле, мама у нас работает больше всех.

Дочка Надежда родила нам внучку Анастасию, сын, Сергей, которому 24 года, преподнес нам внука Арсения. Сын занимается бизнесом. Занимался немного и футболом, кстати в 18 – 19 лет очень даже неплохо играл.

- Вы не хотели, чтобы Ваш сын пошел по Вашим стопам?

- Что тут сказать.

У каждого на Земле своя миссия, свой путь.

Наверное, у нас с женой получилось сделать так, чтобы каждый из детей пошел своим путем. Конечно, все мы, вся страна и, значит, мой сын, боремся с кризисом. Но вот спорт ему привил возможность держать удар, не отчаиваться. Он понимает, что если ты хочешь добиться успеха, то должен работать больше всех, и именно сейчас. Это трудно, но он идет этим путем.

- Наверное, не только Ваш сын, но и ваши женщины – жена, дочка, хорошо разбираются в футболе...

- Жена, конечно, разбирается. Но, в принципе, мне и не нужно, чтобы она хорошо знала футбол. Потому что уж дома мне точно не нужно дискуссий по поводу тактики и стратегии команды. У нас есть совсем иные темы для разговоров. Конечно, мои родные переживают, и когда наша команда проигрывает, и когда выигрывает. Думаю, моя жена нашла рецепты, способы, как вести себя при разных результатах. Женская интуиция, ее логика в этом ей помогают.

Мне на самом деле очень повезло с женой.

С ней мне легче пережить и успехи, и поражения. Нашла она подход....Мы - семья, и очень помогаем друг другу. Они привыкли, что я часто уезжаю. Но ведь и часто приезжаю...

- В сборной Вы тренер. А в семье? Если игрок, то кто – защитник, полузащитник, нападающий, вратарь. А, может, судья?

- Не судья точно. В семье, я думаю, скорее, игрок и капитан команды. Но это, конечно же, я говорю в шутку. Да, я могу иногда съездить куда-то в Европу, где хороший футбол, посмотреть прекрасные матчи, но мне всегда нравится возвращаться домой,

в то теплое гнездо, которое свила жена.

- Вы можете сказать, что футбол – это вся Ваша жизнь? Или она состоит не только из футбола?

- В каком-то интервью я сказал, что для любого человека на первом месте семья. Жена, когда прочитала, смеясь поправила меня: «У тебя на первом месте работа». Когда вечером, скажем, я сажусь и смотрю игру «Реал» - «Барселона» она, может быть, и не смотрит,

но я знаю, что она рядом.
Комментарии (17)CopyMessenger Telegram Whatsapp

Ключевые слова

Актуальные новости
Не пропусти
Наверх