Крестьянский интерес: молочная река и берега надежды (2)

CopyMessenger Telegram Whatsapp
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: Иева Чика/LETA

У тружеников полей, ферм и переработчиков их продукции нынче трудные времена. И будущее не самое радужное: российское эмбарго на импортное продовольствие — в том числе и латвийского — похоже, будет продлено до конца 2017 года. Латвийским экспортерам на российский рынок расчитывать в ближайшей перспективе не приходится. Как же быть и что делать?

Потери наших экспортеров велики — их многократно подсчитали и дружно прослезились. Но дальше-то что?.. Попытки выхода на новые для латвийского продукта рынки имеют некоторый успех, но доходами пока не радуют. Рынков-то много, и одно только перечисление стран, куда поступает уже продукция наших молочников впечатляет.

Турция, Объединенные Арабские Эмираты, Япония, Мальта… На рынках семнадцати стран, новых на карте нашего экспорта, в последние два года пытаются закрепиться молочники.

Потери латвийского экспорта

В свою очередь, мясо и мясную продукцию уже начали поставлять во Францию, Бельгию, Италию, Швецию, Нидерланды, Грузию и Словакию. Рыбные консервы в последние два года пробивают себе дорогу на рынки Китая, Египта, Гонконга, Мексики и Сомали… Но

это пока не истории успеха. Ведь объемы-то — как в физическом, так и в денежном выражении — все равно несопоставимые с потерями на российском рынке.

В худшем же варианте (как, например, по рыбной продукции) - они просто совершенно мизерные.

В информации, предложенной вниманию Кабинета министров накануне Лиго есть и такие цифры.

Если российское эмбарго будет продлено до конца 2017 года, то суммарные убытки латвийских молочников за три с половиной года могут составить уже 233,5 млн. евро.

Отчасти убытки производителям компенсируют, в том числе и прямыми выплатами производителям из бюждета страны и различными компенсациями ЕС — в сумме уже выплачено 28,7 млн. евро.

Задействованы и другие инструменты поддержки латвийских производителей — финансирование инвестиционных проектов в европейской программе развития села, изменение сроков отчетности по отдельным проектам, частичное погашение кредитных процентов, льготные условия кредитования, поддержка участников международных выставок производителей сельхозпродукции.

Оценивая ситуацию в отрасли и ее перспективы, в министерстве земледелия держали совет и с представителями негосударственных организаций. А их у сельскохозяйственников около сотни, в том числе девять — крупных, их представители входят в состав консультационного совета при министрестве. К ним министр земледелия Янис Дуклавс и обратился за советом: что можно и нужно изменить, чтобы реально помочь отрасли.

Накануне Янова дня представители министерства земледелия доложили Кабинету министров также о предложениях, высказанных представителями крестьянских организаций и ассоциаций перерабатывающих предприятий. Всего было внесено 66 различных предложений, расходы по реализации которых могли бы стоить бюджету порядка 185 млн. евро.

Но ряд прозвучавших «снизу» идей министерством отвергнут был сходу — 25 выдвинутых предложений признаны невыполнимыми. А вот еще по 16 уже ведется работа. Предложено, например, снизить НДС хотя бы на молочные продукты, повысив тем самым конкурентоспособность отечественного производителя.

Кстати, об это молочники говорят уже очень давно. Автору этих строк тоже случалось слышать на молокозаводе в Дундаге:

как, мол, можно вообще говорить о конкурентоспособности, если мы с производственниками из Польши и Литвы работаем в очень неравных условиях.

Можем мы конкурировать с поляками на нашем собственном рынке, если у них НДС — 5 процентов, а у нас — в разы больше? Потому-то польская продукция на латвийских прилавках ощутимо дешевле отечественной, даже с учетом транспортных расходов!..

Министр земледелия Янис Дуклавс на заседании Кабмина тоже о странностях внутреннего потребления говорил. Почему, например, произведенное латвийскими крестьянами и фермерами молоко сплошь и рядом везут для переработки в Литву?

Почему драматического спада закупочных цен на молоко практически не заметили покупатели в супермаркетах?..

Мол, как стоил литр молока 0,65 евро — так и стоит…

Ну, не в крупных торговых сетях, похоже, наш министр молоко покупает... В любом столичном «Рими» по такой цене можно купить разве что продукцию, изначально отмаркированную как доступную и недорогую. А вот литр нормального молока от популярного латвийского (или литовского) производителя будет стоить уже около одного евро.

Комментарии (2)CopyMessenger Telegram Whatsapp
Наверх