Итоги выборов в США: импичмента (пока) не будет, революции тоже

Американской демократии хватило прочности
CopyMessenger Telegram Whatsapp
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: ZUMAPRESS.com / Scanpix

Если задаться целью выразить одной фразой итоги прошедших во вторник в Соединенных Штатах так называемых промежуточных выборов - губернаторских и в обе палаты Конгресса, - то первым (и ключевым) в этой фразе скорее всего было бы слово "хотя". Или "несмотря". Поскольку результатом выборов стал фактический паритет обеих партий. Сегодня у каждой из них достаточно оснований говорить о своей победе. Но недостаточно рычагов для полного контроля над законодательной и исполнительной властью. Американская система вновь доказала свою стойкость и жизнеспособность.

И, как минимум по четырем причинам в Европе эти выборы запомнят не в меньшей мере, чем в Соединенных Штатах.

1. Электорат Республиканской партии и электорат Трампа - не одно и то же

Накануне выборов Трамп имел неосторожность подчеркнуть, что трактует их как общенародный референдум доверия своему президентству. Сама по себе фраза никого особо не удивила: президентских заявлений, сводимых к формуле "Республиканская партия - это я", в Америке за два года наслушались. Случилось, однако, так, что, в нужное время произнесенные, эти слова - в сочетании с хорошо продуманной предвыборной кампанией демократов - подняли настоящую цунами гражданского активизма.

В результате отдать свой голос сподобилось давно не виданное на рутинных промежуточных выборах число заинтересованных граждан.

Статистика, правда, не подтверждает, что каждый, опустивший в урну бюллетень, имел при этом в виду исключительно президента и его администрацию. Согласно цифрам,

фактически за Трампа проголосовала четверть явившихся во вторник на участки, тогда как 40% подтвердили, что голосовали против него.

Так что всерьез на президентское "предложение" отреагировали чуть больше двух третей американцев. 30% голосовавших отметили, что их привели на выборы "иные соображения", а остальные либо не пожелали, либо затруднились дать ответ.

В том, что значительная часть образованной публики из больших городов поддержит демократов, ни у кого не было сомнений. Куда менее ожидаемым (и оттого более сенсационным) стало другое: обитатели ультрабуржуазных пригородов севера Восточного побережья, последние полвека традиционно отдававшие голоса за республиканцев, на сей раз массово голосовали за демократов. Надо ли говорить, что причиной была никак не резкая и всеобщая смена политических ориентиров в фешенебельных лесопарковых зонах американского северо-востока, но лично президент Трамп.

Хотя не он ли сам желал прояснить ситуацию - намеренно ставя знак равенства между любимым собою и Республиканской партией? Вот и прояснил.

2. Главный победитель - система сдержек и противовесов

Комментируя выступление Трампа, назвавшего выборы "большой победой" (а что еще ему оставалось сказать?), медиа отметили сдержанность президента, обычно ему не присущую. Еще бы: получив большинство мест в нижней палате Конгресса (Палате представителей), демократы определенно осложнили Трампу жизнь. При этом верхней палатой - Сенатом - завладеть им не удалось. Более того, позиции республиканского большинства в Сенате в ходе выборов даже несколько упрочились. В их же руках остаются высшие судебные инстанции.

Но монополия власти у республиканцев больше нет. Как нет ее и у демократов. В создавшемся паритете полностью контролировать законодательную и исполнительную власть не может ни одна из конкурирующих партий. Скажем, изменения в законодательстве, предложенные президентской администрацией, невозможны без апробаты Палаты представителей. В свою очередь, захоти демократы начать процедуру импичмента, о желательности которой говорилось еще совсем недавно, - ее продвижение неминуемо застрянет без поддержки в Сенате. Сплотившемся сегодня вокруг президента, как никогда прежде.

Поэтому импичмент Трампа, по словам лидера фракции большинства Палаты представителей Нэнси Пеллоси, "не входит в повестку дня Демократической партии на ближайший год".

3. В числе бенефициаров - женщины и представители различных меньшинств

Одним из успехов предвыборной кампании демократов стало широкомасштабное выдвижение кандидатов, альтернативных поднадоевшему засилью белых гетеросексуальных мужчин среднего и старшего возраста. Для привлечения и консолидации разных сегментов электората демократом удалось эффектно использовать антимусульманские, расистские и сексистские высказывания Трампа, в которых не было недостатка за два года его президентства.

Чернокожий президент в Америке уже однажды был, но такого количества женщин, как сейчас, в своих стенах Конгресс США не помнит за всю свою историю. Только в числе депутатов Палаты представителей их сегодня более ста. В том числе - две представительницы коренного народа - то есть индианки, и одна мусульманка.

Впервые в нижнюю палату Конгресса прошел и открытый гей - и самое интересное, что представляет он традиционно консервативный штат Колорадо.

Имиджевую диверсификацию обеих палат Конгресса (поскольку на сей раз и в Сенате дамы несколько оживят пейзаж - хотя, понятно, их число там сильно поменьше, чем в Палатой представителей) в эти дни с большим воодушевлением обсуждают американские медиа. Как бы там ни было, до Европарламента в этом смысле Конгрессу США еще довольно далеко.

4. Наличие влиятельной фракции демократов в Конгрессе - залог потепления отношений с ЕС

Если говорить о внешней политике, то точки зрения обеих партий совершенно совпадают лишь в вопросах, связанных с Китаем. Солидарности по поводу Северной Кореи уже значительно меньше, и еще меньшее ее по поводу РФ. В частности, теперь демократы намерены потребовать от Трампа обнародования бесед с глазу на глаз с лидерами обоих государств. Поскольку до сих пор содержание тех бесед никому неизвестно.

Ясно, что режим санкций в отношении РФ сохранится - очередной пакет на подходе. Тормозить же расследование российского вмешательства в президентские выборы 2016 года Трампу определенно станет труднее, чем когда-либо прежде.

Что же касается партнерства между США и ЕС, равно как и лидерства США в Североатлантическом блоке, то для демократов - как и для части республиканцев - и то и другое направление как были, так и остаются одними из приоритетных.

Большинство американских экспертов, однако, убеждено, что определять повестку внешней политики демократам едва ли удастся. Иное дело - конституционный контроль над действиями президента. Сколь бы серьезным ни было противодействие, оказываемое Трампу оппозиционной ему группой республиканцев, руководимой сенатором от штата Юта Миттом Ромни, оно оставалось внутрипартийным делом. Ясно, что давление демократической части Конгресса будет значительно жестче.

"Новый день в истории Америки", обещанный лидером демфракции Нэнси Пеллоси, не пророчит быть самым легким ни для ее президента, ни для его оппонентов. Но угроза соскальзывания страны в авторитаризм, обсуждавшаяся американскими - и европейским - СМИ, похоже, преодолена. Ни революции, ни даже импичмента для этого не понадобилось.

Американской демократии и на сей раз хватило прочности.

КомментарииCopyMessenger Telegram Whatsapp
Актуальные новости
Не пропусти
Наверх