Комиссия рынка финансов и капитала (КРФК) будет исследовать информацию, прозвучавшую на шведском телевидении, о том, что через филиалы Swedbank в странах Балтии были осуществлены сомнительные перечисления. Однако, как выяснил портал TVNET, еще в ноябре 2016 года в отношении банка уже были определены санкции в размере 1,36 млн евро.
Swedbank уже штрафовали на € 1,36 млн за нарушения. Новый скандал банк не комментирует
Тогда санкции были применены за нарушения требований правил КРФК и Закона о предотвращении легализации незаконно нажитых средств и финансирования терроризма.
КРФК констатировала недостатки в работе внутреннего контроля банка - недостаточное исследование клиентов и надзор за сделками.
Также банк не получил своевременно документы и информацию о хозяйственной деятельности клиентов, в том числе о сделках в таком размере, чтобы убедиться, что они не считаются подозрительными, таким образом не обеспечив достаточно эффективную работу системы внутреннего контроля, как этого требует закон.
22 ноября 2016 года был заключен административный договор между КРФК и Swedbank, который предусматривал штраф для банка в размере 1 361 954 евро, что меньше максимального наказания, предусмотренного законом. Это было обусловлено тем, что банк добровольно начал устранять недостатки, обнаруженные при проверке. Также отмечается, что все недостатки, констатированные ранее, учтены.
Позднее руководитель КРФК Петерс Путниньш на пресс-конференции пояснил, что сведения о возможной причастности Swedbank к отмыванию денег - дело прошлого, банк уже был за это наказан.
Путниньш сообщил, что КРФК обсудит обнародованную информацию с банком, однако, по имеющимся у него данным, это "дело прошлого".
"КРФК уже наказала Swedbank за недочеты внутреннего контроля, и в настоящее время банк уже устранил все ранее выявленные недостатки.
Кроме того, Swedbank завершил процесс, в результате которого в банке закрыты все нерезидентские счета. Если окажется, что часть средств Danske Bank связана с отмыванием денег, будем изучать, сколько еще банков к этому причастны", - сказал Путниньш.
В свою очередь премьер-министр Кришьянис Кариньш указал, что информацию о Swedbank нужно проверить.
"Любое преступление должно быть расследовано независимо от того, когда оно произошло", - сказал он.
Тем временем АО Swedbank, ссылаясь на конфиденциальность, не комментирует информацию общественного телевидения Швеции SVT о том, что Swedbank, возможно, использовался для отмывания денег. Об этом заявил агентству ЛЕТА руководитель управления рисками банка в Латвии Юрис Богданов.
Как заявил руководитель отдела управления рисками Swedbank, банк не может публично комментировать информацию о своих клиентах, в том числе бывших.
"Частично это связано с деятельностью банка, которая опирается на принципы конфиденциальности, но главным образом связано с законом о предотвращении легализации средств, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, который запрещает информировать клиентов или третьих лиц о сведениях, переданных учреждениям, расследующим финансовые преступления", - говорится в его заявлении.
По его словам, старания Swedbank по предотвращению случаев отмывания денег в том числе могут опираться и на полученные извне предупреждения.
Один из таких примеров - дело Магнитского, а также информация, которая появилась в медийном пространстве о Danske Bank.
"Однако, несмотря на вышеупомянутое, это нам не дает права нарушать принципы конфиденциальности или же разглашать информацию, которая в законном порядке должна быть предоставлена только учреждениям, расследующим финансовые преступления", - заявил представитель Swedbank.
В ответ на вопрос, как именно Swedbank убеждается в том, что фирмы действительно занимаются тем, что указывают в документах или годовых отчетах, он указал, что с этой целью банк проверяет деловых партнеров клиента в различных базах данных, в том числе репутацию участников и истинных выгодоприобретателей этих деловых партнеров, получая документы, которые обосновывают конкретные сделки, осуществленные клиентом.
Кроме того, банк сравнивает активность клиента с активностью других похожих клиентов, которые заняты в подобной сфере, а также осуществляет другие мероприятия, которые сотрудник банка считает необходимыми и соответствующими, чтобы получить уверенность в том, что клиент осуществляет реальную хозяйственную деятельность.