Имантс Янсонс, старший вице-президент по правовым вопросам airBaltic:
"Авиакомпании не импортируют топливо самостоятельно. Они покупают его у этих поставщиков, которые имеют соответствующую лицензию на работу на территории соответствующего аэропорта.
Авиакомпании заказывают топливо, его заправляют. Капитану выдается справка - мы заправили столько-то. И авиакомпания получает счет. В наших счетах указан объем, стандарты качества, сумма, срок оплаты. О происхождении нет ни строчки".
В российских декларациях не указано, в каких аэропортах могла быть произведена заправка. Это затрудняет проверку информации самой авиакомпанией.
Имантс Янсонс, старший вице-президент по правовым вопросам airBaltic:
"Мы попросили Таможенный департамент Службы государственных доходов выдать справку о том, что мы не являемся импортерами, доказать, что мы были только конечными потребителями, которые приобрели в аэропорту заправку у двух поставщиков, которым разрешено работать на территории аэропорта "Рига". Но цепочку должны расследовать органы власти, которые имеют возможность и обязаны это делать".
В аэропорту "Рига" самолеты заправляют два поставщика авиационного топлива. Gulfstream получает топливо от литовской компании Orlen. Rixjet доставляет топливо на судах из дальнего зарубежья. Если до 2023 года это была Россия, то теперь это Кувейт, Индия, Нидерланды и другие страны.
Основным владельцем Rixjet является Арманд Садаускис. Он отрицает, что российское топливо может поступать в аэропорт через его компанию.
Арманд Садаускис, владелец Rixjet:
"Тут есть как минимум четыре фильтра. Первый - это мы сами, когда мы на что-то смотрим и что-то принимаем, мы передаем это юристам, где есть целая служба, которая занимается именно этим, как провести расследование, чтобы не было чего-то токсичного или неправильного, или плохого, скажем так. Следующий уровень - это капитанский отдел, который подтверждает прибытие судна к нам, смотрит не только на груз, но и на само судно, чтобы оно не было в черном или сером флоте. Затем третий уровень - таможня, и четвертый - аэропорт. Так что я бы сказал, что теоретически это невозможно".
Хотя таможенные декларации Латвии являются секретными, Центральное статистическое управление использует их для расчета официальных данных об импорте и экспорте. Они показывают, что в прошлом году, несмотря на санкции, из России было импортировано авиационного топлива на сумму 8,6 млн евро.
Представители Rixjet предполагают, что эта статистика отражает топливо, ввезенное в Латвию до вступления в силу санкций. Продолжать торговлю им не запрещено, но импорт попадает в статистику, когда топливо покидает таможенный склад.
RUS TVNET в Telegram: Cамые свежие новости Латвии и мира на русском языке!