Паулс: Главное - заварить кашу и вовремя смыться (26)

CopyMessenger Telegram Whatsapp
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: Фелиция Верземниеце/TVNET

Совсем скоро Юрмалу захлестнет «Новая волна», которая в этом году обещает быть круче обычного: ведь у нее юбилей - 10 лет! А что за «Волна» без Раймонда Вольдемаровича, символа Латвии? Куда там рижскому бальзаму или шпротам!

- Как бы к этому фестивалю ни относиться, но он сейчас остался единственным, - говорит Маэстро. - Когда-то все были без ума от Сопота, потом болгары пытались что-то подобное сделать, но только «Евровидение» осталось. И «Волна»...

30 июля со сцены концертного зала «Дзинтари» будут звучать песни Паулса на стихи Евгения Евтушенко.

- Готовитесь? - спрашиваю я, имея в виду «Волнуетесь?»

- Что мне готовиться? - отвечает Маэстро вопросом на вопрос. - Пусть они готовятся!

Но на самом деле он, конечно, уже успел посмотреть черновые записи песен, которые будут исполнены на его концерте.

- Ирина Дубцова хорошо спела, Пресняков тоже. Очень приятное впечатление...

Неувядающий шиповник

...Мы сидим на берегу Балтэзерса, Белого озера. В дачном поселке неподалеку от Риги семья живет летом, когда погостить приезжает дочь Анете с внучками Анной-Марией и Моникой. Красота! Плещется о берег вода, отчаянно щебечут птицы, цветут кувшинки («Ни у кого таких нет!») на пруду. И можно часами играть на рояле - когда захочется.

«Раньше я занимался многими неважными вещами, а сейчас только самым главным - музыкой», -

признался Раймонд Паулс в одном из интервью.

В советское время Паулсы получили этот заросший кустами участок в качестве поощрения творческой интеллигенции. Сначала территорию облагораживали родители, потом эстафета перешла к Раймонду и Лане, а теперь все больше дочка занимается. И всегда здесь сажают, поливают, полют сами, без садовников. Только так можно ощутить землю своей.

- У меня уже для журнала «Сад» интервью можно брать, - шутит хозяин.

«Межрозите» («Цветок шиповника») - так поэтично называется загородный дом Маэстро - в честь одной из первых его песен. Ее, впервые прозвучавшую в 1968 году, поют и сейчас.

- Верно, что с этой песни началась латышская эстрада?

- Так говорят, - пожимает плечами Паулс. И, улыбнувшись лукаво, добавляет: -

С меня многое началось. Главное - заварить кашу и вовремя смыться.

Так он поступал много раз: уходил, когда «заваренный» им проект был в зените и можно было бы продолжать купаться в славе. Но он уже видел впереди что-то еще более интересное...

- Вот так вы и из президентов «смылись», отказавшись от участия во втором туре. Возглавили бы Латвию...

- Не дай Бог! Это самое умное, что я в жизни сделал.

А вот детский ансамбль «Кукушечка» (Помните? «Бабушка рядышком с дедушкой - снова жених и невеста..») Паулс опекал долгие годы.

- Одни дети вырастают, приходят другие... Это интересно, - объясняет он свое постоянство. - Недавно просмотрел давние записи ансамбля. Бомба! Это сейчас из детей пытаются делать копии взрослых звезд.

И своим участием он поддерживает педагогов, посвятивших себя воспитанию молодого поколения:

- Это же какие нервы надо иметь, чтобы с детьми работать!

Отец Паулса с рождения видел в сыне музыканта, так что Раймонда учили музыке чуть ли не с трех лет. Ни дочь, ни внучки музыкантами не стали, хотя младшая неплохо играет на пианино.

- Мы на этом не концентрировались, - говорит Анете. - Гениев из них не делали.

Маэстро не скрывает, что рад такому повороту событий.

- Жесткое это дело, публика жесткая. Девчонкам особенно трудно. Вроде бы удачно начала эстрадную карьеру, а через пару лет уже никому не нужна.

49 «желтых листьев»

Сейчас Паулс вернулся к тому, с чего начинал - выступает как пианист и композитор. Его часто спрашивают, почему он больше не пишет песни.

- Да потому что все равно скажут, что прежние - лучше. Если Лайма Вайкуле не споет «Вернисаж» - считай нет концерта. Ну так и слушайте мои «Старинные часы», раз нравится! Но никакой трагедии я в этом не вижу. Так всегда было. И у Леграна, и у Фрэнка Синатры есть свои коронные номера.

На одной песенке можно всю карьеру построить.

Если, конечно, тебе повезло ее найти.

Раньше задача была, чтобы человек в зале мог мелодию напеть. А то, что поют сейчас, и не запомнишь...

- Вы написали 500 песен. Можно ли заранее сказать, какая станет хитом?

- Это большая случайность. Вот «Листья желтые» сразу пошли. Мой знакомый жил через стенку от ресторана, и он мне как-то сказал:

«Вчера твои «Листья» 49 раз исполнили. Готов был тебя убить!»

Хиты - то, что люди готовы слушать снова и снова.

Тут многое зависит от исполнителя. Он может и утопить, и вытянуть песню. Так много раз бывало.

Валерий Леонтьев в первый раз появился на Центральном телевидении в авторском концерте Паулса. Из-за экстравагантной прически и нарядов его близко к Москве не подпускали. А Маэстро рискнул: взял, да и вызвал его из зала на сцену - навстречу славе.

- Так было: я помогал, мне помогали, - говорит Паулс.

И вспоминает, что в эпоху дефицита после московских гастролей вез в Ригу копченую колбасу, кофе, а однажды даже унитаз, за радость почитая попасть в магазин «Ядран», где продавались соблазнительные товары не существующей ныне Югославии.

Дома всегда лучше

Он зажег целое созвездие новых имен, которые узнали на шестой части суши, - Ояр Гринберг, Виктор Лапченок, Маргарита Вилцане. Таланты искали целенаправленно, посещая концерты в колхозных клубах, районные смотры самодеятельности. Каждый сезон требовал чего-то нового...

- Мы колесили по Латвии на вонючем автобусе под названием «Кубань», принадлежащем Латвийской филармонии, где мы все тогда работали, - вспоминает Паулс. - В гостиницах - если их можно так назвать - клопы с потолка на голову падали. И ничего, не умерли... А теперь артист одну песенку споет и уже пишет... как это называется, райдер, да? Требует, чтобы ковры на стене были, ананасы на столе...А вот вопрос: потеет ли он на сцене? Без этого звездой не станешь.

Пугачева всегда с полной отдачей работает.

- А почему она не участвовала в вашем с Резником концерте в Москве в прошлом году? И даже не пришла на него?

Увы, об Алле Борисовне Паулс не распространяется. «Она великая певица», - вот и весь ответ.

В этом году у отметившего 75-летие Маэстро еще один юбилей - золотая свадьба. Многие удивляются, как можно прожить с одной женщиной 50 лет.

- Пятьдесят? - переспрашивает Паулс. - Да все сто!

Отмечу золотой юбилей по законам шоу-бизнеса - найму белый лимузин, посажу на капот куклу.

Шутит, конечно... Целую жизнь назад на концерте в Одессе он познакомился со Светланой Епифановой, ныне широко известной как Лана Паулс. Красивая, элегантная, она на латышском говорит, как на родном, и никогда не рассказывает, каково ей было после темпераментного юга вживаться в сдержанное рижское общество.

- Это было не так просто. Встретились две культуры, - формулирует Раймонд Вольдемарович. И лукаво улыбается: - Я с ней никогда не спорю. Говорю: за тобой же 150 миллионов человек стоит!

- Вы много раз отказывались перебраться в Москву. Не жалеете?

- Правильно сделал. Я как-то эмигрантам давал концерт. Они говорили, как тоскуют, что так далеко от родины оказались, просто воют. Дома - лучше.

Комментарии (26)CopyMessenger Telegram Whatsapp
Актуальные новости
Не пропусти
Наверх