С работы - прямо на кладбище

CopyMessenger Telegram Whatsapp
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: ЧАС

В прошлом году число латвийских пенсионеров сократилось на 9 тысяч человек, в позапрошлом - на 12 тысяч. С одной стороны, население страны неуклонно стареет, а с другой - уже сегодня наш человек не дотягивает до пенсии. И чем выше пенсионный возраст - тем меньше «нахлебников» на шее государства. Не в этом ли тайный смысл нашей пенсионной реформы?

Как прокормить старушку?

Просвещенная Европа стоит на пороге демографического кризиса. Работоспособное население сокращается, а рождаемость падает. Белые женщины в развитых западных странах предпочитают делать карьеру и не желают рожать детей. Это вызывает понятную тревогу властей, ибо за демографическим кризисом неизбежно последует экономический.

Так, один министр в Германии уже предупредил нацию: «Не повысите рождаемость - отключим свет по всей стране». Ведь чем меньше работников, тем труднее государству наполнить свой социальный бюджет. По прогнозам экспертов, к 2050 году на каждого европейца в возрасте 65 лет и выше придется уже не четыре, а два человека трудоспособного возраста.

Пенсионный возраст в Германии уже не повысишь: по закону немцы должны уходить на заслуженный отдых в 67 лет, хотя на деле, используя возможности прогрессивной социальной защиты, оставляют работу гораздо раньше. Похоже, не остается ничего другого, как стимулировать в стране рождаемость: отнять телевизоры, запретить развлечения, вырубить электричество - пусть народ занимается репродукцией.

Заметим: при этом из Германии, в отличие от Латвии, люди не уносят ноги в поисках лучшей жизни. Так что местные прогнозы, согласно которым к 2050 году в Латвии на каждую тысячу трудяг придется 500 человек пенсионного возраста, то есть на одного тоже будут работать двое, вызывают сомнение. Учтена ли, например, при подсчете динамика миграции? А демографический кризис последних 15 лет? Ведь детей у латвийцев рождается до обидного мало, а те, что появляются на свет, не блещут здоровьем. Им-то - тем, кто не уедет на Запад за длинным рублем - и выпадет счастье тянуть на себе «балласт»! Ну а если уцелевших после пенсионной реформы долгожителей окажется больше, чем активного населения?

Молчание ягнят

Весной полтора миллиона британцев устроили стачку, поддержанную 11 профсоюзами Великобритании: встал общественный транспорт, закрылись школы, библиотеки, было парализовано автомобильное и паромное сообщение, работа аэропортов. Так народ встретил намерение правительства отменить закон, позволяющий муниципальным служащим выходить на пенсию в 60 лет. Год назад массовая забастовка против повышения пенсионного возраста прошла и в Бельгии.

Латвийская пенсионная реформа, согласно которой возраст выхода на пенсию у мужчин и женщин должен сравняться к 2008 году и достигнуть 62 лет, осталась почти незамеченной. За исключением точечных выступлений на местах - как, например, в Даугавпилсе, где активисты три года вели изнурительную переписку с властями. И вот наконец министр благосостояния Дагния Стаке во время своего пребывания в латгальской столице сказала: «В Латвии надо не понижать пенсионный возраст, а повышать - до 65- 67 лет». На вопрос, где при этом людям работать, как до пенсии дожить и главное - как на нее прожить, министр посоветовала старикам... идти в политику и менять законы.

...Только и осталось - идти в политику. Работы-то для пожилых все равно в Латвии нет. Им нет места в развивающихся отраслях - торговле, сфере услуг, банковском деле: фасоном не вышли.

Да, супермаркеты зазывают на работу обслуживающий персонал, но работники под 60 лет не особо их вдохновляют.

- В таком возрасте у людей при нашей жизни куча болезней, - призналась знакомая менеджер торговой сети, - они не могут долго стоять за прилавком, не слишком проворны, да и голова уже не та. В лучшем случае берем пожилых на расфасовку или уборку - труд это тяжелый, монотонный, зато мозги напрягать не надо. Но в принципе при прочих равных условиях предпочтение отдаем более молодым людям.

Старикам везде у нас почет

- Действительно, в магазинах, банках и сфере услуг вы не встретите представителей обслуживающего персонала старше 40- 50 лет, причем ни женщин, ни мужчин, - согласилась с тенденцией глава Латвийской конфедерации работодателей Элина Эгле. - Так что проблема есть. Резерв рабочей силы на латвийском рынке труда все еще велик, особенно если говорить о людях предпенсионного возраста. Мы со своей стороны готовы сотрудничать с учебными заведениями для создания современной системы переквалификации специалистов с учетом рыночных потребностей. Нужно думать, как поддержать этих людей, как дать им возможность поменять профессию и быть полезными обществу.

- По-вашему, повышение пенсионного возраста - благо для работодателей? - спросила я у госпожи Эгле.

- Конфедерация работодателей не возражает против этого подхода. Тем более что экономическая эмиграция и государственная политика не способствуют обеспечению рабочей силой растущие направления народного хозяйства. И если закон позволят кому-то продолжить работу и тем самым хоть чуточку улучшить свое благосостояние, это надо только приветствовать. Ведь размеры пенсий еще не скоро выйдут на такой уровень, чтобы люди перестали думать о приработке. Однако если в ближайшее время не будет решена ни демографическая, ни эмиграционная проблема, ни вопрос повышения не облагаемого налогом минимума, это еще больше обострит ситуацию и окончательно сокрушит пенсионный бюджет.

...АО «Дзинтарс» - одно из немногих оставшихся в живых и более того - процветающих латвийских промышленных предприятий - проблему своих пожилых работников решило с гуманизмом, достойным подражания. На фирме трудится много людей предпенсионного и даже пенсионного возраста. Философия администрации вызывает уважение: если специалист в годах, но на своем месте, никто не будет менять его на молодого, но еще необученного.

- Мы, конечно, специально не набираем пожилых, - говорит коммерческий директор «Дзинтарса» Михаил Шпика, - но те, кто работает, работают до конца. К тому же у нас существует серьезная система социальной поддержки. Всех наших пенсионеров, которые уже оставили предприятие, обеспечиваем медицинской страховкой компании «Балва», которая предусматривает бесплатное посещение врача, 50-процентную скидку при оплате медикаментов, полцены за услуги стоматологов, а при наличии хронического заболевания - оплачиваемый раз в год реабилитационный курс.

Впрочем, «Дзинтарс» скорее исключение из правила. И это неудивительно: если государство с цинизмом относится к своим старикам, то стоит ли ожидать снисхождения от зацикленных на сверхприбылях нью-капиталистов?..

Телега впереди лошади

По новой пенсионной системе, если человек устал тянуть лямку и выходит на заслуженный отдых досрочно, объем получаемой им пенсии оказывается значительно меньше, чем если бы он ушел как положено. Возьмем работающую женщину, которая после уплаты налогов получает 100 латов в месяц. Так вот, при уходе с работы в возрасте 55 с половиной лет ее пенсия составит 44 лата, в то время как в 65 лет это было бы почти вдвое больше - 83 лата. Хотя ни на то, ни на другое прожить невозможно...

- Я считаю, что главная проблема в том, что наши люди не способны объединиться и что-то жестко потребовать, - считает руководитель Партии труда Айвар Крейтус. - И профсоюзам никто не верит. На самом деле их у нас нет. Это чувствуется по сравнению с западными странами: в Германии профсоюзы идут бок о бок с социал-демократами, в Великобритании - с лейбористами, их руководители, как правило, баллотируются в парламент. Потому там и есть реальная борьба и реальная защита. Наши профсоюзы - карманные организации, у которых нет бойцовских качеств, стремления отстаивать интересы людей труда. Например, взять учительский профсоюз: его руководство связано с Народной партией и все время уговаривает учителей не шуметь и не требовать повышения зарплат. Ведь те прибавки, которые получили педагоги - это сплошной обман: одной рукой им деньги дали, а другой - отняли. Вот если бы учителя устроили забастовку, они бы своего добились. То же самое и с повышением пенсионного возраста.

- Мы категорически против повышения пенсионного возраста, - говорит заместитель председателя Объединения свободных профсоюзов Латвии Эгилс Балдзенс. - Продолжительность жизни у нас в стране и без того ниже, чем в Западной Европе, и нет никакой социальной необходимости в таком методе. Чтобы увеличить число работников, гораздо эффективнее были бы другие меры: повышение необлагаемого минимума и минимальной зарплаты. Надо думать и о том, как остановить катастрофический отток рабочей силы.

Люди ведь все равно будут уходить на пенсию раньше положенного срока - по состоянию здоровья, оттого, что больше не могут работать, да, собственно, и работодателю они не нужны. То есть правительство такими мерами провоцирует как раз обратную ситуацию - чтобы человек уходил с работы раньше и получал более низкую пенсию. Государству это выгодно. Второй результат, тоже очень циничный: многие просто не дотянут до этой пенсии. Формально увеличивать процент занятости - несерьезный путь, профанация. О повышении пенсионного возраста можно заикаться только тогда, когда в стране возрастет продолжительность жизни - увеличатся доходы населения, улучшится качество здравоохранения и социального обеспечения.

***

...Был такой фильм Сехей Имамуры «Легенда о Нараяме». Действие происходит в японской деревушке, пораженной голодом. Чтобы не умирать голодной смертью, жители ввели ритуал умерщвления бесполезных членов общества: новорожденных мальчиков сразу убивали, а пожилых людей их собственные дети относили на вершину горы Нараяма и оставляли там умирать.

Латвия, конечно, не Япония. Да и время нынче другое: ритуалы становятся более цивилизованными. Но от этого не менее жестокими...

КомментарииCopyMessenger Telegram Whatsapp

Ключевые слова

Актуальные новости
Не пропусти
Наверх