Прокуратура не усмотрела преступлений в продаже Citadele; Страуюму не накажут

CopyMessenger Telegram Whatsapp
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: LETA

Прокуратура не усмотрела оснований начинать уголовный процесс о событиях на закрытом заседании, на котором правительство решило оставить единственным покупателем акций Citadele американскую компанию «Ripplewood». Действия премьера Лаймдоты Страуюмы признаны формальным нарушением, и ее за это не накажут, сообщает передача De facto Латвийского телевидения.

После заявления председателя созданной Сеймом парламентской следовательской комиссии Гунара Куртиса прокуратуру попросили проверить происходившее на заседании 29 июля 2014 года.

Тогда круг потенциальных покупателей банка был расширен до трех - группа «SPI» владельца «Latvijas Balzams» Юрия Шефлера, «Norvik banka» Григория Гусельникова и «Ripplewood» Тима Коллинса. На тот момент американцы уже подавали намеки, что хотят с правительством эксклюзивных переговоров.

«Было мнение, что американский инвестор сейчас обидется и выйдет из процесса. Мое мнение было, что это игра на нервах. Что один покупатель хочет таким шантажом получить эксклюзивный статус. Тогда о цене не могло бы быть и речи», - заявил ответственный за продажу Citadele тогдашний министр экономики Вячеслав Домбровский.

Он сделал предложение продолжать переговоры со всеми тремя, что многие трактовали как поддержку Шефлеру.

Премьер на заседании отстранила себя от решения, так как ее сын работал в одном из покупателей - в «Norvik banka».

По просьбе премьера рассмотрением вопроса занялся глава МИД Эдгар Ринквич.

По различным причинам в принятии решения не участвовали и другие члены кабинета. Состоялось голосование. В публично недоступном протоколе заседания зафиксировано, что четверо были «за», четверо «воздержались». Предложение Министерства экономики с тремя покупателями поддержано не было.

После перерыва в 15 минут заседание продолжилось. Чтобы не допустить утечки информации, многих присутствующих попросили выйти. В зале остались почти только одни министры. Через неполные 10 минут они договорились.

Три министра - бывший министр финансов Андрис Вилкс, гдава МВД Рихард Козловскис и министр земледелия Янис Дуклавс, которые ранее были на стороне Домбровского, согласились продолжать переговоры с «Ripplewood», который предложил самую низкую цену.

Весы на сторону «Ripplewood» перетянули службы безопасности, следящие за банками и геополитическое состояние. Были сигналы, что предложивший наивысшую цену - «Norvik banka» - мог не собрать деньги. Министры также приняли во внимание, что второй акционер Citadele - Европейский банк реконструкции и развития - был готов сотрудничать только с «Ripplewood»

У парламентской следственной комиссии появились подозрения в манипуляциях с аудиозаписью закрытого заседания.

Дело в том, что запись была с местами монтажа. На 28 минуте второго часа запись обрезана. Это сразу же после того, как был сообщен результат по предложению Министерства экономики - «за» - четверо, трое - «воздержались», решение принято.

Результат отличается от того, что позднее появился в письменном протоколе. Кто-то пояснил De facto, что Ринкевич сразу не сформулировал свою позицию, что поменялось в перерыве. В продолжении записи министры после перерыва снова обсуждают вопрос Citadele.

Один из ответственных сотрудников Госканцелярии прокуратуре пояснил, что ситуация с Citadele была уникальной и нетипичной, так как обычно перерыв не объявляют посреди вопроса. После перерыва была начата новая аудиозапись, которую он позднее примонтировал к первому файлу.

Удалены всего несколько секунд - момент, когда объявили паузу.

Чтобы определить, насколько длинным был пропавший фрагмент, прокуратура просмотрела видеозаписи из соседних залов, где виден заход и выход участников заседания из помещения, где рассматривали вопрос продажи банка. Оказалось, что на записи не хватает неполных двух минут, что, по мнению прокуратуры, небольшое отличие - возможно, момент, пока присутствующие занимали места в зале.

Прокурор Инга Паегле не увидела оснований для начала уголовного процесса ни по факту монтажа аудио, ни по факту записи протокола. В действиях Страуюмы усмотрено только формальное нарушение по факту того, что она только устно, а не письменно проинформировала канцелярию, что на заседании 29 июля не голосовала.

КомментарииCopyMessenger Telegram Whatsapp

Ключевые слова

Наверх