Редактор дня:
Sergejs Tihomirovs
Cообщи

Со временем мы узнаем много известных имён, связанных с отмыванием денег (5)

Билл Браудер для TVNET
Фото: Reuters / Scanpix
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.

В контексте громких скандалов Swedbank, Danske Bank и Nordea авторитетный инвестор, соучредитель и руководитель инвестиционного фонда Hermitage Capital Management, а также бывший начальник адвоката Сергея Магнитского Билл Браудер, известный своей воинственной позицией в отношении отмывания денег, дал эксклюзивное интервью порталу TVNET. 

Начало беседы: Дело Swedbank - звоночек для стран Балтии

- Могут ли скандалы в банковском секторе угрожать существованию Латвии как независимого государства? 

- Если правоохранительные органы США решат, что банковский сектор Латвии не заслуживает доверия, это будет означать запрет банкам Латвии использовать доллары. Это в свою очередь означает для Латвии значительную опасность, и сложно подсчитать, насколько большим будет урон. 

- Северные страны до сих пор служили примером в обеспечении стандартов и высокого уровня жизни. Почему именно эти страны втянуты в скандалы по отмыванию денег? 

- Как выглядит сейчас, 10-15 лет назад кто-то думал, что будет выгодно расширить географию отмывания денег на близлежащие страны - Данию, Швецию, Норвегию. Поэтому логичным продолжением стали и страны Балтии. 

До скандалов по отмыванию денег у банков в Дании и Швеции была безукоризненная репутация. Однако эти банки начали сотрудничать с клиентами нерезидентами и даже институциями, связанными с нечистым бизнесом. 

Можно даже сказать, что банки инфицировались, благодаря этим клиентам. Они насладились огромной прибылью, а также отошли от высоких стандартов и стали соучастниками в уголовных нарушениях. 

- Ясно, что за отмыванием средств стоит Россия. Можно ли утверждать, что грязные деньги идут от правящей элиты России? 

- Часть этих денег определенно уходит в руки коррумпированных должностных лиц высшего уровня. Это мы уже видели - особенно в деле Магнитского, в которое были вовлечены известные политики. Например, один из получателей отмытых в Литве денег - Сергей Ролдугин, друг детства Владимира Путина.

Если из общей картины исключить все бесконечные фирмы, лжедиректоров и доверенные лица, то в ней останутся должностные лица России высокого ранга.

Когда раскроется правда об этих скандальных делах по отмыванию денег, мы узнаем больше имён.

Прелесть этого века в том, что больше ничего нельзя утаить. Люди думали, что вся банковская информация о сделках десятилетней давности канула в прошлое, но оказалось - это не так! Теперь поток этой информации весьма свободен. 

- С делом по отмыванию денег в Swedbank связан и бывший президент Украины Виктор Янукович. В этом "ландромате" есть и другие политики постсоветских республик? 

- Пока что мы не знаем точно всего, но могу смело утверждать, что со временем будет раскрыта связь все большего количества известных людей с этими схемами. Не будет больше никаких секретов. 

- На прошлой неделе Вы сказали, что дело Swedbank лишь начало чего-то большего. Может ли дело Swedbank достичь размеров скандала Danske Bank

- Пока что слишком рано прогнозировать, насколько большим окажется скандал Swedbank, но уже сейчас можно сказать, что дело Danske Bank началось с нашей жалобы в правоохранительные органы Эстонии в 2013 году. 

Тогда это была жалоба о 200 миллионов долларов, связанных с делом Магнитского. Однако в 2018 году датское издание Berlingske на основании информации Hermitage Capital раскрыло новые факты и пришло к выводу, что на самом деле отмыли девять миллиардов долларов. Это вызвало беспрецендентный политический переполох в Дании, и Danske Bank пришлось провести собственное расследование. Раскрылось, что были отмыты 234 миллиарда долларов. 

Если брать это за пример, то дело Danske началось с сотни миллионов долларов. Шведское телевидение насчитало четыре миллиарда долларов. Выводы сделаны, основываясь на ограниченную информацию. Поэтому истинные размеры отмывания могут быть намного больше, чем мы изначально думали. 

- Это означает, что в течение ближайших недель мы можем услышать много интересного? 

- Определенно, но это вопрос не ближайших недель, а гораздо более продолжительного времени. Чтобы провести качественное расследование, Swedbank придется тщательно исследовать свои документы и передать их правоохранительным органам, которые ведут расследование. 

Полный анализ ситуации может быть закончен в течение от трех месяцев до года.

Объяснения ситуации теперь требуют все - инвесторы, вкладчики, органы, общество. Все хотят понять, насколько объёмная эта проблема. 

- Насколько крупной может оказаться российская сеть по отмыванию денег? Она только в Европе или уже во всем мире, например, Азии или Африке?

 - За более чем 20 лет Россию покинул по меньшей мере триллион долларов грязных денег. Европа безусловно была приоритетным пунктом назначения этих денег, но сейчас, беря во внимание санкции ЕС и более строгий контроль банковского сектора, этот поток средств может быть перенаправлен в Китай и другие страны на юго-востоке Азии.

В России продолжается расхищение денег, поэтому ей необходимо найти дружественные страны, где эти деньги отмывать. 

- Говоря о России, вы там обвиняетесь в "организации криминальной группировки". Это способ, как элита России борется против вас? 

Россия в разных ситуация старается обвинить жертву. Например, в падении MH17 она винила украинцев, в допинге на Олимпийских играх Запад...

В моем случае они подавлены, так как я сделал две вещи.

Во-первых, это принятие закона Магнитского в 16 странах, в том числе в Латвии. Я начал расследования в области отмывания денег, объемы которых теперь намного больше, чем дело Магнитского. Это их очень злит. 

- Фактически - вас считают угрозой? 

- Да, я большая угроза для национальной безопасности России. 

- Что, на ваш взгляд, может создать почву для перемен в России?

Пока у власти Путин, будет существовать криминальный режим. Если бы у власти был кто-то из его союзников, очень вероятно, российский режим был бы таким же криминальным. Моя надежда, что произойдет смена власти, восстановится демократия. 

Об этом необходимо говорить в долгосрочной перспективе. Хочется надеется, что не придется ждать несколько десятилетий, но о каких-то переменах в ближайшем будущем говорить не приходится. 

- Отдельные страны Европы, например, Италия и Венгрия, демонстрируют сравнительно мягкое и дружественное отношение к России. Они не понимают угроз России или это своего рода бизнес? 

- Совсем недавно мы узнали, что [вице-премьер Италии Маттео] Сальвини, ультра правый политик, руководящий фракцией популистов, был в Москве. Ссылаясь на итальянские издания, там он получил взятки от России на поддержание ультра правых сил. Это речь не об идеологии, а о деньгах. 

-  По вашему мнению, санкции в отношении России достаточно жёсткие, или они должны быть жёстче? 

- Да, санкции должны быть жёстче, к тому же тщательно направленными против олигархов.

Режим Путина фактически содержится на деньги приближённых олигархов. 

- Прошло четыре года с убийства Бориса Немцова. За последние годы было несколько громких политических убийств, а также дело Скрипаля в Великобритании. Так элита России показывает свою безнаказанность или страх перед возможными переменами? 

- Путин видит, что не может посадить всех своих оппонентов. Поэтому находит более высокопоставленного врага, например, Бориса Немцова, и убивает его.

Таким образом Путин в жестокой форме говорит: если ты в оппозиции против него, есть реальная возможность проститься с жизнью. Это послание.

Также и со Скрипалями - это сообщение всем разведчикам в России и за рубежом, что в случае, если они подумают о предательстве, пусть посмотрят, что стало с Сергеем Скрипалём! 

- Беря во внимание, что в России в последнее время много говорится о создании автономного интернета, насколько легко России было бы "отключиться" от международного информационного пространства? 

- Я всегда думал, почему там вообще позволено существовать интернету. В России такая запоздалая реакция на то, насколько на самом деле может быть опасна независимая информация. 

- Пытается ли Россия таким образом возобновить что-то вроде риторики Советского союза "Кругом враги"? 

- Таких больших финансовых ресурсов, чтобы возродить Советский союз, у России нет. У них большие военные ресурсы, которыми можно создать напряжение, достойное времен Холодной войны, и единственная возможность, что Россия может сделать, это асимметричные военные действия. 

Это уже делается, используя кибернападения, используя отмывание денег, целенаправленные убийства. Однако во всех случаях Россия притворяется, что у нее нет никакой связи с этим, так как Россия не в состоянии выступить в открытой конфронтации с остальным миром. 

- Большое спасибо за разговор!

- Спасибо! 

Наверх